Всего два года назад подразделения инкассации Сбербанка в Москве и Петербурге начали «вооружаться» специальными контейнерами для перевозки ценностей. Новинки оснащены устройствами, которые при любой попытке несанкционированного вскрытия контейнера окрашивают находящиеся в нем деньги стойкой краской, тем самым приводя банкноты в негодность.
Проблема защиты инкассаторских служб и доверенных им грузов существовала всегда. Волна нападений на инкассаторов, прокатившаяся по миру в конце 1970-х, показала, что предпринятые меры не возымели должной эффективности. До начала 1980-х годов ценности перевозили в опломбированных инкассаторских сумках или обычных кейсах, а задача обеспечения безопасности решалась в основном физическими методами (увеличением штата и совершенствованием подготовки сотрудников, приобретением бронированных автомобилей и т.д.).
Стало очевидно, что единственный способ повысить сохранность транспортируемых ценностей – сделать ограбление бессмысленным, то есть добиться того, чтобы преступники не могли воспользоваться похищенным.
В 1992–1993 годах в специальных контейнерах для инкассации начали использовать новый метод окрашивания банкнот. Вместо газа с сухими частицами краски стали применять жидкие растворы. Это позволило идентифицировать окрашенные банкноты как принадлежащие конкретной инкассаторской службе.
В современных контейнерах для инкассации также используются аналогичные принципы. Например, устройства, закупленные Сбербанком, за несколько миллисекунд окрашивают все банкноты, помещённые в контейнер, несмываемой краской. Эта краска не удаляется с бумаги и очень сложно удаляется с одежды и кожи. Такие банкноты нельзя использовать для оплаты или обмена на неповреждённые.
Система защиты активируется при любом несанкционированном воздействии на контейнер: механическом (взлом, удар, сверление, подрыв и т. д.), температурном, химическом и электростатическом. Также система активируется при попытке «просветить» содержимое кейса или по истечении времени, которое задаётся с помощью специального таймера.
Служба инкассации Сбербанка России – крупнейший перевозчик ценностей в России,сравнимый только с объединением «Росинкас», а по ряду позиций и превосходящий его. В системе Сбербанка России функционирует 548 подразделений инкассации, в которых трудятся около 14,5 тысячи человек. Общий парк бронированных автомобилей Сбербанка составляет 4,6 тысячи единиц.
Хотя сотрудники Сбербанка хорошо подготовлены и оснащены, они всё равно часто становятся мишенью для преступников. Специалисты считают, что использование контейнеров с краской значительно снизит количество нападений на инкассаторов, так как такие действия потеряют смысл.
Кроме того, благодаря новым технологиям можно будет достичь того же результата, но с меньшим количеством сотрудников в бригадах. Это позволит оптимизировать расходы на инкассацию.
В целях повышения эффективности службы инкассации Сбербанк также внедряет систему автоматизированного мониторинга спецавтотранспорта с привлечением цифрового радиооборудования, что позволит в реальном времени контролировать местоположение и состояние машин.
При этом руководство банка отмечает, что техническая революция пока не повлечет за собой отказ от традиционных средств обеспечения безопасности, в том числе от боевого огнестрельного оружия и бронежилетов.