Практика слияния компаний всегда имела как массу сторонников, так и массу противников. Помимо ряда сложностей, слияния приносят и весомую выгоду, что можно проследить на конкретных примерах.
Экономисты выделяют целый ряд возможных позитивных аспектов при слиянии различных компаний. Это и синергетический эффект, ведущий к операционной экономии, когда эффективность компании увеличивается за счет устранения дублирующих функций в каждой из объединяющихся структур (централизация маркетинга, снабжения, управления финансовыми потоками).
Это и преимущества на рынке капитала (размер компании воспринимается финансовыми структурами в качестве гаранта стабильности и позволяет получать необходимые инвестиции или кредиты для развития).
Это и географическая диверсификация, и снижение в некоторых случаях налогового бремени, и усиление рыночной власти.
Но имеется и еще ряд выгод, которые представляют интерес не только для компании, но и в первую очередь для клиента. Так, один из мотивов слияния – доступ к уникальной информации (ноу-хау) существующей на рынке компании. Это могут быть как научные разработки, так и технологические новшества или ключевые тренды (например, широкополосный интернет).
Компания-поглотитель стремится получить в распоряжение те инструменты, которые могут быть наиболее интересны ее существующим и потенциальным клиентам, чтобы усилить лояльность, расширить рынок сбыта и в дальнейшем развивать это направление.
Кроме того, существует и мотив взаимодополняющих ресурсов: так, целесообразно объединяться компаниям, работающим с одной целевой аудиторией по смежным направлениям бизнеса. Скажем, объединение сотового оператора и телекоммуникационной компании. Такое преобразование всегда выгодно клиентам, ведь они получают не отдельные услуги, а пакетные предложения и выгодные цены при работе с единым поставщиком.
Но это же выгодно и сливающимся структурам: при взаимодополняющих ресурсах компании не только дорожают на рынке за счет экономии внутренних ресурсов, но и выходят на новый уровень предоставления комплексных услуг. Что, в свою очередь, ведет к приобретению крупных контрактов, поскольку после слияния появляется достаточно мощностей, чтобы конкурировать за миллионные контракты.
Таким образом, мы видим, что практика слияний может быть выгодна как самим компаниям, так и их клиентам.