Жителям лесных регионов России хорошо знакома безотрадная картина: скопившиеся на железнодорожной станции сотни вагонов, доверху груженных пиленым лесом. Кажется, так было всегда. Пожалуй, лишь в последнюю пару лет поток русского леса, продаваемого за рубеж, чуть сократился. В России появились предприятия, способные не только спилить дерево и, что обидно, продать его по дешевке, но и произвести из него полезные и качественные изделия. Одна из таких компаний – группа «Петровлес».
Приведем любопытную цифру: добавленная стоимость на один кубометр продукции лесопромышленного комплекса российского Северо-Запада составляет 45-60 долларов, тогда как в соседней Финляндии отдача от использования леса, примерно, в десять раз выше. Выход один: нужно переориентировать отрасль с экспорта необработанного кругляка на собственную углубленную переработку дерева.
Первый шаг уже сделан: приняв в 2007 году новый Лесной кодекс, государство четко обозначило намерение поставить заслон экспорту круглого леса. Теперь нужно сделать второй шаг: создавать в России новые крупные перерабатывающие мощности, чтобы выпускать не традиционные для нас целлюлозу, картон и газетную бумагу, а дорогостоящую целлюлозно-бумажную продукцию (санитарно-гигиенические изделия, упаковку, бумагу мелованную и ламинированную) и качественные строительные материалы. В общем, лесной отрасли пора осваивать иной качественный уровень.
От пиловочника до «Северного потока»
Группа «Петровлес» отсчет своей истории ведет с 1992 года. Сейчас в нее входят два лесозаготовительных предприятия – ЗАО «Петровлес-Волосово» и ЗАО «Петровлес-Любань», транспортная компания ЗАО «Транслес» и ООО «Транслес», специализирующееся на сборных домах.
— Основной вид нашей деятельности – лесозаготовка и производство пиломатериалов, – рассказывает Виктор Гусев, генеральный директор и учредитель группы. – Наше предприятие – одно из самых крупных лесозаготовителей Ленинградской области с объемом заготовки более ста тысяч кубометров в год. Сейчас мы не перепродаем сырье, а стараемся его большую часть обработать. Всю продукцию перевозим своим автотранспортом, она успешно реализуется на внутреннем рынке и экспортируется в Европу. А еще мы оказываем транспортные услуги сторонним организациям.
Перечень работ, выполняемых группой «Петровлес», по российским меркам весьма широк. Во-первых, лесозаготовка обязательно идет в комплексе с лесовосстановлением.
— Мы ведем все лесохозяйственные работы, – продолжает Виктор Гусев. – Вырубили делянку — на этом месте осуществляем новые посадки, ухаживаем за ними, делаем прочистки. Охраняем леса от пожаров, от незаконной вырубки, строим дороги и подъездные пути. Второе, чем компания с полным правом гордится: сборные дома от «Петровлеса» прекрасно продаются, да не где-нибудь, а в самой Норвегии – стране, принадлежащей к элите лесохозяйственных держав.
— Дома производим из сосны. Раньше продавали их в России, потом о них прознали норвежцы, оценили добротность изготовления, качество древесины – в Норвегии-то сосны нет, там преобладает ель. Кроме того, Европа все выпускает в основном на автоматизированных линиях, а у нас ручная, качественная работа. К тому же клиентам нравятся оригинальные проекты, а их вручную претворять в жизнь легче, – рассказывает руководитель компании.
Еще одно достоинство группы «Петровлес» – высочайшая техническая оснащенность. Именно поэтому компанию охотно привлекают для реализации важнейших федеральных проектов, требующих быстрой и качественной прокладки лесных трасс любой сложности.
— Мы выиграли тендер на строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы, БТС-2, – с гордостью продолжает Виктор Гусев. – Строили подъездные пути, расчищали трассу. Проект уже завершен, по трубам пущена нефть. После такого заказа нам было гораздо легче получить контракт на участие в строительстве сначала первой нитки «Северного потока», потом – второй, и сейчас наша техника вовсю работает там.
За такое техническое оснащение Виктор Александрович благодарен Сбербанку:
— Вся техника последнего поколения куплена за счет кредитов Сбербанка. Это форвардеры, харвестеры, экскаваторы, грузовики, прицепы. Первый кредит мы взяли четыре года назад под самые выгодные и лояльные условия – пятнадцать-шестнадцать процентов годовых, – говорит он. – А сразу после заключения контракта на БТС-2 мы стали дополнительно приобретать дорожную технику. Это техника инновационная, высококачественная, способная работать круглосуточно. Но она и недешевая, один комплект стоит порядка сорока миллионов рублей. То, что банк уже несколько раз давал нам крупные кредиты, означает, что он поверил нам основательно. Впрочем, думаю, убедил наглядный эффект: с новой техникой мы заготавливаем гораздо больше товарной продукции, чем при ручной заготовке, когда деревья валят бензопилой и стаскивают на погрузку трактором-трелевочником.
«Петровлес» – клиент Приморского отделения Сбербанка. В кредитный отдел этого отделения идешь с уверенностью, что все вопросы будут решены положительно. Банк вообще очень доброжелательно относится к производителям. Сначала, конечно, к нам присматриваются, но когда видят, что кредиты помогают компании развиваться, стараются помогать во всем. Кстати, тендеры мы выигрывали как раз благодаря тому, что у нас есть такая техника.
В этом году компания, чтобы поднять качество материалов, за счет кредита Сбербанка обзавелась итальянскими сушильными камерами и котельной, в которой будут сжигать отходы, прежде вывозимые на свалку. Тепло пойдет на отопление производственных зданий и на сушку пиломатериалов – сухие они более востребованы. Таким образом, отходы – опилки, горбыль, щепа, кора – тоже принесут прибыль. «Петровлес» готов даже поставлять тепло в соседний поселок. Почему бы и нет, если это даже дешевле, чем газ!