Отдельные требования к форме, структуре, содержанию и порядку разработки, принятия, опубликования и вступления в силу правовых актов в Российской Федерации и законов России в настоящее время регулируются десятками нормативных правовых актов различной юридической силы и сферы применения.
При этом подавляющее большинство таких нормативных правовых актов не регулирует полный цикл нормотворчества применительно хотя бы к одному из видов нормативных правовых актов.
В частности, устранения требуют следующие недостатки правотворческого процесса:
- Отсутствие легальных дефиниций видов и определения соотношения по юридической силе правовых актов;
- Неразграниченность понятий «нормативный акт» и «ненормативный акт», неопределенность статуса доктринальных документов;
- Фактическое исключение Федерального Собрания из процесса разработки и одобрения доктринальных документов;
- Высокий уровень влияния узких, частных интересов при подготовке текстов правовых актов (проблема лоббирования);
- Низкое качество содержания правовых актов;
- Бессистемность подготовки и принятия правовых актов;
- Недоступность информации о готовящихся к принятию нормативных правовых актах;
- Наличие нескольких официальных источников опубликования, приоритетность которых не урегулирована;
- Неурегулированность вопросов доступа и использования электронных копий официальных актов;
- Неурегулированность правомочий по официальному толкованию правовых актов, создающая неопределенность в статусе и обязательной силе разъяснений, даваемых органами власти;
- Недостаточность регулирования проводимых экспертиз проектов нормативных правовых актов, обеспечения независимости экспертных заключений.
Значительная часть выявленных пробелов нормотворческого процесса имеет, в том числе, коррупциогенный потенциал, носит общий характер и требует устранения на уровне федерального регулирования.