Помимо кредитных программ, расчетно-кассового обслуживания и депозитных вложений, Сбербанк России предоставляет бизнесу немало других продуктов, необходимых предприятиям в их повседневной деятельности.
Клиенты – физические лица – уже давно привыкли к тому, что в Сбербанке при совершении любых банковских операций можно застраховаться. Прежде всего, это касается заемщиков. Так, получатели автокредитов всегда могли застраховать в подразделениях банка купленные в кредит автомобили по КАСКО и ОСАГО, потребительских кредитов – свои приобретения, а ипотечные заемщики – новые квартиры. Кроме того, любой заемщик всегда может застраховать жизнь и здоровье – от болезней и несчастных случаев.
Кризис 2008 года заметно изменил ситуацию: объем кредитов, выдаваемых физлицам, сократился в два раза, а юридическим – и того больше. Из-за этого объем продаж страховых продуктов у ряда банков практически сошел на нет. Сбербанк остался в числе немногих финансово-кредитных учреждений, продолживших заниматься реальным кредитованием индивидуальных заемщиков и предприятий.
Какие страховые компании ищет Сбербанк
Кризис показал, что партнерские отношения с надежными страховыми компаниями способствуют существенному снижению убытков банка: если заемщик не сможет расплатиться по кредиту, утратит свое имущество или товарные запасы (особенно если они приобретены в кредит), то с банком-кредитором рассчитается страховая компания. В сложный период для клиента самая важная проблема состоит в том, чтобы выплаты были произведены гарантированно, в срок и в удобном для него месте. Он не хочет прилагать дополнительные усилия для получения страхового возмещения. Не желает этого и банк.
Кроме того, для банка очень важно, как при выплате обслужат тех клиентов, которых он привлек в свою партнерскую страховую компанию. И, конечно же, весьма актуальны уровень тарифов, качество личных контактов, продуктовый ассортимент страховой компании, ее рейтинг и бренд, а также организация делового сотрудничества с банком. Речь идет о прикреплении к банку персонального менеджера, обучении персонала банка и проведении акций для его клиентов.
С целью расширения спектра услуг, предлагаемых корпоративным клиентам–заемщикам банка, в феврале 2011 года Сбербанк России приступил к внедрению услуги «Реализация страховых полисов корпоративным клиентам». В проекте участвуют пять страховых компаний: «Военно-страховая компания» (ВСК), «Росгосстрах» (РГС), РОСНО, МАКС и «Ингосстрах». Возможно подключение к проекту других страховщиков.
Что страхует Сбербанк в бизнесе
В рамках проекта сотрудники Сбербанка готовы застраховать:
- имущество юридических лиц (недвижимость, оборудование, товарно-материальные ценности, земельные участки);
- спецтехнику;
- транспортные средства;
- имущество руководителей предприятий (квартиры, жилые дома, оформляемые в залог по корпоративному кредиту);
- гражданскую ответственность предприятия за причинение вреда третьим лицам;
- убытки из-за перерыва в хозяйственной деятельности;
- строительно-монтажные риски;
- а также руководителей и персонал предприятий от несчастных случаев.
В специальную компьютерную программу Сбербанка заложен индивидуальный расчет тарифа по разным видам имущества для каждой страховой компании. Сотрудник банка знакомит клиентов с условиями нескольких страховых компаний на выбор.
После того как клиент сделал свой выбор, кредитный сотрудник банка оформляет договор страхования (если страховая сумма по договору укладывается в лимиты банка, установленные страховой компанией) или направляет клиента в офис страховщика (если страховая сумма превышает лимиты банка).
Страховой сервис от Сбербанка
Чтобы страховой проект мог работать, сотрудники банка прошли обучение в страховых компаниях. Страховщики, в свою очередь, обеспечили им своевременную поддержку и консультации. Банк наладил работу контакт-центров, настроил программное обеспечение.
Теперь кредитные инспекторы готовы помочь корпоративным клиентам сразу по нескольким направлениям:
- проконсультировать их по вопросам заключения (пролонгации) договоров страхования;
- проинформировать об условиях страхования;
- предлагаемых страховыми компаниями-партнерами;
- предоставить клиентам контактные телефоны, адреса, а также иную неконфиденциальную информацию о страховой компании, необходимую для заключения или продления договора страхования;
- рассчитать суммы страховых взносов;
- заполнить бланки страховых полисов в пределах лимитов страхования, установленных агентским соглашением;
- передать страхователям полисы (по застрахованным объектам), а также иную страховую документацию.