Формула успеха по Адизесу: PAEI – основа успеха компании, ошибки менеджмента, поиск эффективных управленцев

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-03-02

В январе – по приглашению Сбербанка – в Санкт-Петербурге выступил известный эксперт в области эффективности ведения бизнеса, автор книг «Развитие лидеров», «Идеальный руководитель», «Стили менеджмента – эффективные и неэффективные» Ицхак Адизес.

Ицхак Адизес выступает на лекции PAEI

Лекцию профессора Адизеса «Развитие лидеров» прослушали более 500 человек – представители банковского сообщества, партнеры и сотрудники Сбербанка России.

PAEI – витамин для жизни компании

Согласно теории доктора Адизеса, менеджмент – это процесс, обеспечивающий эффективность и результативность компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Чтобы процесс был успешным, должны выполняться следующие четыре функции:

  • P – рroducing, или производство результатов (удовлетворение текущих потребностей клиента);
  • А – аdministrating, или административная функция (для ежедневной эффективной работы нужно соблюдать установленные процедуры);
  • E – entrepreneur, или предпринимательство (умение предугадывать ситуацию на рынке и предлагать новые идеи);
  • I – integrating, или интеграция (создание такой атмосферы и такой системы ценностей, которые заставят людей действовать сообща и не позволят никому стать незаменимым, что делает организацию эффективной в долгосрочной перспективе).

– Эти функции – генетический код любой компании, независимо от технологии, культуры и масштабов, — убежден профессор Адизес. — Иногда я называю их витаминами для жизни компании. Если хотя бы одного витамина не хватает, организации угрожает болезнь с определенными симптомами – мы сталкиваемся с неправильным менеджментом.

Ошибки менеджмента компании

Предлагая рецепт успешного бизнеса, Ицхак Адизес отмечает при этом, что ни один менеджер не может быть идеальным PAEI-руководителем. Тогда как почти во всех учебниках менеджера характеризуют как некоего суперчеловека, олицетворяющего собой весь процесс управления.

На лекции Ицхака Адизеса слушатели активно задавали вопросы

– В каждой книжке запечатлены лучшие черты разных менеджеров, собранные воедино с целью составления портрета «Каким должен быть хороший менеджер», но реальный человек – не коллаж. Идеального менеджера не существует, – уверяет профессор. – Дело в том, что функции, которые необходимо выполнять в менеджменте, конфликтуют между собой. И, соответственно, требуют наличия противоположных личностных качеств.

Доктор Адизес предлагает целую классификацию «неправильных менеджеров»:

  • «Пожарные» – это управленцы с ярко выраженной функцией P. У них всегда «аврал», и вызван он тем, что они взваливают на себя множество задач, в результате чего все делается в последний момент.
  • «Бюрократы» – менеджеры с ярко выраженной функцией A. Они все делают строго по инструкции, не проявляя инициативы.
  • «Поджигатели» – у них ярко выражена функция E. Такие руководители раздувают «пожары»: они придумывают все новые и новые проекты, а времени на реализацию текущих задач у них обычно не остается.
  • «Горячие сторонники» – управленцы с ярко выраженной функцией I. Они смотрят на людей, слушают, кто что сказал, знают все «подводные течения». Как правило, они всегда заинтересованы в консенсусе и сторонятся личной ответственности.
  • «Мертвые пни» – это менеджеры, у которых не развита ни одна из четырех функций. Их цель – «выжить», а потому они лишь создают видимость работы, на практике бездействуя.

Где найти эффективный менеджмент

Как же выстроить эффективную систему управления, если безупречных руководителей нет и быть не может? Ицхак Адизес советует отказаться от индивидуализма и учиться формировать органичную управленческую команду.

Ицхак Адизес взывает к аудитории

– Чтобы заставить менеджмент работать, нужна взаимодополняемость, – резюмирует гуру менеджмента. – Как ни один палец в отдельности не является рукой, так никто не может быть менеджером в одиночку. Руководителям нужно образовывать взаимодополняемые команды, учиться работать с другими людьми. Это самое важное в менеджменте.

Адизес сравнивает систему управления с женитьбой – ведь семью вы создаете с кем-то, отличным от вас. Если, допустим, вы очень организованны и систематичны, скорее всего, вы выбрали в супруги весьма экспансивного и даже взбалмошного человека.

– Решать проблемы можно, вводя недостающие «витамины», то есть заниматься терапией, а не хирургией вроде смены совета директоров, – таков «рецепт успеха» от доктора Адизеса. – Руководителям прежде всего нужно знать себя самих, свои сильные и слабые стороны. Если я знаю, что не силен в А, я ищу себе в помощь хорошего А. Если я отрицаю это и считаю, что достаточно хорош везде, я никогда не построю взаимодополняющую команду.

Необходимо задать себе вопрос: кто мне нужен для поддержания баланса? Кстати, недостаток одной из функций в системе управления компании диагностируется по обычным бизнес-показателям.

Если компания теряет долю рынка, вероятнее всего, она плохо удовлетворяет потребности клиента, то есть не хватает P. Слишком низкая норма прибыли свидетельствует о недостатке A. Фирма не выпускает новых продуктов или опаздывает с выводом товара на рынок – явно мало E. Если компания испытывает кризис управления, когда отходит от дел её основатель, нужно добавить I.


4.3/14