В этой мастерской буквально повсюду царит береста разной конфигурации: берестяные розы в берестяной же вазочке, портрет Петра I тоже из бересты. И, разумеется, берестяная же заколка в волосах генерального директора компании «Русская береста» Ольги Замфир… С ней мы и беседуем о том, как вести такой необычный для Санкт-Петербурга бизнес.
— Ольга Степановна, многие петербуржцы и не подозревают, что в городе изготавливают изделия из бересты…
— И правда, наша компания в регионе – единственная. Берестяным промыслом, как часто происходит в жизни, я увлеклась случайно. До 2003 года занималась торговлей, пробовала даже продавать воздухоочистители, но этот рынок очень конкурентный. Я сибирячка, приехала в Санкт-Петербург из Томска, а у нас с берестой работают давно, поэтому и надумала заняться сувенирной продукцией.
— Вы уже тогда умели делать сувениры?
— Совсем не умела. В березе видела только стройное дерево, не представляла, что можно сотворить из его коры. Все осваивала уже на практике. А процесс это весьма трудоемкий и сложный…
— А сейчас умения прибавилось?
— Конечно, наши мастера владеют техникой гораздо лучше меня, но в период особенно крупных заказов в работу включаются все, в том числе и я.
— Кадры откуда берете?
— Да сами и учим. У нас налажена тесная связь с Комитетом по труду и занятости населения, к нам часто обращаются люди, ищущие работу. Сначала за ними присматривают опытные мастера, новички перенимают навыки, потом делают что-то самостоятельно. Мы активно привлекаем людей с ограниченными физическими возможностями. Все понимают, как нелегко инвалидам найти способ приложения своих сил, поэтому они с радостью откликаются на наш призыв и осваивают технику изготовления изделий.
— Где изыскиваете материал для своих шедевров?
— Далеко не всякая береза годится для берестяных изделий. Свойства древесины в разных регионах отличаются. Не случайно этот промысел развит в моей родной Сибири – береста там особенно гибкая, светлая, красивая. Вот мы и везем сырье оттуда.
Работа с берестой требует определенных методик, но вообще это уникальный по свойствам материал. К примеру, ему не страшна влага, он эластичный. На Руси из бересты делали крыши домов, а в Америке – каноэ! А вот «берестяной» бизнес вести довольно сложно. Иногда мне кажется, что если бы десять лет назад я осознавала, как это непросто, то не стала бы и пытаться.
— Именно поэтому вам понадобилась помощь Сбербанка?
— Сбербанк очень помог нам и продолжает помогать. Мы так рады, что банк пошел нам навстречу и предоставил кредит на весьма выгодных условиях. Сейчас у нас в «загашнике» уже с десяток кредитов от Сбербанка. Приятно, что в банке работают грамотные и вежливые менеджеры, они доступно объясняют тонкости того или иного продукта.
— Не секрет, что туристский сезон преимущественно летом. Значит ли это, что ваш бизнес носит сезонный характер?
— От сезона зависит только тематика сувениров. Летом это в основном изделия петербургской тематики, предназначенные для туристов. Зимой превалирует новогодняя тема: к примеру, сейчас мы выполняем большой заказ на берестяные домики под сладкие подарки для малышей. А в течение всего года к нам поступают корпоративные заказы на изделия с символикой компании.
— Выходит, на бересте можно нарисовать что угодно?
— Конечно! Узоры частично придумывают наши художники, а частично присылают сами заказчики.
— Расскажите о самом необычном заказе…
— Одна компания на свой корпоративный праздник пожелала вручить индивидуальные берестяные грамоты каждому сотруднику. Согласитесь, интересная идея и, не сомневаюсь, красивый и памятный сувенир для работников.
Люди вообще радуются, когда получают берестяные изделия. Береста – удивительный материал: теплый, бархатистый. Ее приятно держать в руках, она радует взгляд, от нее веет домашним теплом и уютом.