Может ли современный бизнес работать без офиса

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: Вчера

Новые технологии и продвинутые возможности современного общества в последнее время всё чаще ставят под вопрос необходимость наличия офиса для полноценного ведения бизнеса.

Действительно, так ли уж важны стены и столы, чтобы достойно выполнять свою работу?

Ведение бизнеса без использования офиса

Мобильность – признак мастерства

Будем рассуждать логически. Чем некогда являлся офис для того или иного сотрудника? Возможностью пользоваться дорогой офисной техникой, приобрести которую себе домой было практически нереально.

С течением времени и развитием технологий компьютеры и периферия все дешевели и дешевели, стала доступной интернет-связь в обычных домах, каждый обзавелся собственным ПК, а нынче почти у любого и Интернет, и офисные приложения с легкостью найдутся в мобильном телефоне.

Возникает законный вопрос: зачем теперь среднестатистическому обывателю приходить в офис, ведь он может проверить почту и дома, и в кафе с телефона. Кто-то скажет, что необходимо место для проведения встреч и конференций.

Многие давно уже перешли на переговоры в кафе, но, если не устраивает такой вариант, всегда есть возможность почасовой аренды кабинетов в бизнес-центрах, коих сейчас великое множество. А что касается конференций, то в этом случае также поможет интернет и его возможности.

Как видим, сегодня рядовой сотрудник небольшой компании вполне в состоянии справляться со своими задачами и не быть привязанным к офису. И если рассуждать здраво, то любой руководитель, нацеленный на эффективность и прибыльность бизнеса, вряд ли будет препятствовать определенной свободе персонала, если все рабочие процессы идут беспроблемно, а каждый человек четко выполняет свои обязанности. Нацеленность на результат, мобильность сотрудников – и вот уже сама собой вырисовывается возможность отказаться от офиса.

Не так давно весь мир оправился от кризиса, который ребром поставил перед рядом компаний вопрос об аренде офиса. И вот результат: число фирм, отказавшихся от офисных помещений, но не прекративших оперативно функционировать, в разы возросло. Таким образом, мы видим, что офис не так уж важен, если у сотрудников есть корпоративные тарифы от достойного оператора на первоочередные услуги – мобильный интернет и льготное общение внутри компании.

Более того, бытует мнение, что свобода от офиса повышает лояльность молодых сотрудников. Нынешнее поколение предпочитает работать за пределами четырех стен, встречаться с партнерами и клиентами в нейтральных местах, трудиться по ночам.

Взаимоотношения между сотрудниками компаний и работодателями сильно изменились, в них появилось больше непринужденности, а все потому, что и те и другие сконцентрировались исключительно на результате своей деятельности, отбросив ненужные формальности.

Офис, который построил босс

Свобода персонала, мобильный офис, интернет-общение сотрудников – все это действительно привлекательные и работающие схемы. С одной поправкой: лишь в случае, когда у вас в компании до двадцати человек. А стоит лишь представить себе многотысячную корпорацию, сотрудники которой сидят по домам и пытаются созваниваться по мобильному, как становится попросту страшно.

Дуглас Коупленд в книге «Поколение X» называет офисный open space «загончиком для откорма молодняка, предназначенного на убой» (во многом он был провозвестником и стремления отказаться от офисов, и дауншифтинга, и прочих явлений этого порядка). Но офисные пространства при наличии большого скопления людей в корпорации – это также возможность вышеуказанный «молодняк» контролировать.

Удаленно работающего человека контролировать на порядок сложнее. И пусть даже два часа из рабочего времени в офисе юный (или не очень) специалист потратит на пасьянс, работодатель все равно будет видеть, что его человек в форме, здоров, активен и выполняет свой элементарный минимум. И это лишь один из доводов в защиту стационарного офиса в наше мобильное время.

Если окунуться в историю, мы найдем массу идей о том, для чего раньше необходим был офис. Это и стремление произвести шикарное впечатление на клиентов и партнеров огромными переговорными. Это и желание получить в свое распоряжение отдельное офисное здание как знак того, что компания добилась определенного статуса, вышла на принципиально иной уровень. Это и место, где собирается для общения весь персонал и где руководство всегда может скорректировать отношение сотрудников к компании.

Если первые две причины успешно канули в Лету, то последняя с годами не теряет своей актуальности.

Что такое компания без офиса

Это несколько разрозненных людей, которых можно контролировать лишь отчасти и которые, строго говоря, не объединены общим духом. Между тем человек – существо социальное. Ему природой положено стремиться к общению, вступать в группы и объединения, придерживаться какой-либо общественной позиции и реализовывать себя в различного рода коммуникациях. Чтобы обеспечить ему такую возможность, и существует современный офис.

Выше мы упомянули о том, что молодежь сегодня более лояльна к компаниям, проповедующим свободу и отказ от офисов. Но не будет забывать о том, что многое зависит не только от возраста, но и от характера того или иного сотрудника.

Некоторые люди не видят в свободе той прелести, какую с радостью обнаружат в корпоративных ценностях, в духе единения компании, в общих интересах и устремлениях коллектива. И в этом смысле наличие офиса и общения в нем – уже достаточная мотивация для персонала.

Не будем также забывать, что отсутствие офиса может быть чревато различными проблемами юридического толка. Скажем, при заполнении некоторых документов необходимо указывать физический адрес офиса компании (без этой информации те или иные документы не подойдут ни для налоговой инспекции, ни для бухгалтерии фирмы-партнера).

Быть офису или не быть

На одной чаше весов – отсутствие арендной платы, затрат на фиксированную связь и мебель, свобода (и благодарность за нее персонала), мобильность и современность, а на другой – полный контроль за сотрудниками, высокая корпоративная культура, социально активный персонал и пространство, всем своим содержанием подчеркивающее статус компании.

Что выбрать? Разумеется, все зависит от деятельности и потребностей каждого конкретного бизнеса.


4.0/7