План обеспечения непрерывности бизнеса (BCP) – что это такое и как составить

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2023-02-27

План обеспечения непрерывности бизнеса является ключевым шагом для обеспечения того, как предприятия могли свести к минимуму потери, связанные с утечкой данных, кибератакой или другими бедствиями.

В этой статье рассматривается, почему так важно планирование обеспечения непрерывности бизнеса, как разработать BCP, а также как улучшить и пересмотреть свой план.

Что такое план обеспечения непрерывности бизнеса

План обеспечения непрерывности бизнеса (BCP) описывает процесс предотвращения и устранения ряда потенциальных угроз в случае непредвиденного инцидента, такого как кибератака, кража личных данных или утечка данных. Это позволяет быстро реагировать и сводит к минимуму воздействие и время восстановления.

Чтобы быть эффективным, BCP должен быть чрезвычайно подробным с краткосрочным и долгосрочным планированием, охватывающим все области бизнеса, которые могут быть затронуты. Это должно включать активы, персонал, бизнес-процессы и партнёров/клиентов.

Поскольку основное внимание при планировании аварийного восстановления уделяется восстановлению ИТ, его следует включить в BCP и предоставить чёткую «дорожную карту» для поддержания операций в различных сценариях.

Почему важно планирование непрерывности бизнеса

Наличие плана означает, что вы можете реагировать быстро и решительно, сводя к минимуму сбои, что является ключом к сохранению доверия клиентов перед лицом кризиса. По этой причине планирование непрерывности бизнеса жизненно важно для предприятий любого размера.

Сбои любого рода, от сбоев программного обеспечения до пожаров, серьёзно повлияют на производительность и увеличат затраты. Если передовой опыт не соблюдается всеми сотрудниками, угрозы кибербезопасности со стороны Интернета вещей, спуфинга и ненадёжных паролей также могут привести к серьёзным сбоям в работе.

В то время как финансовые потери для крупных предприятий будут выше, последствия для компаний с меньшей маржей могут быть катастрофическими, поскольку совокупная стоимость штрафов или пеней, расходов на восстановление и потери бизнеса могут быстро возрасти.

В всех случаях необходимо избегать потери доверия клиентов – убытки, которые не могут быть покрыты страховкой.

Хотя план обеспечения непрерывности бизнеса не может предвидеть события, целостный подход может обеспечить наличие чётких указаний по обеспечению непрерывности работы, защите конфиденциальных данных и удержанию клиентов во время кризиса любого типа.

Как разработать план обеспечения непрерывности бизнеса

Прежде чем составить план обеспечения непрерывности бизнеса, важно оценить свой бизнес и его процессы. С точки зрения безопасности выявление уязвимостей поможет сделать существующие меры безопасности более надёжными, а также определить наиболее вероятные угрозы. Точно так же время, потраченное на обзор существующих процессов, может помочь выявить новые возможности повышения эффективности.

Внедрение процесса OPSEC (операционная безопасность) на этом этапе может помочь выявить слабые места в безопасности данных и сообщить о создании вашего BCP.

Иллюстрация документа плана обеспечения непрерывности бизнеса с линиями связей технологий и процессов
Планы обеспечения непрерывности бизнеса (BCP) объединяют различные команды, риски, стратегии и обучение, которые могут быть связаны с инцидентом, в единый технологический документ

Что должно быть включено в план обеспечения непрерывности бизнеса?

Несмотря на то, что в разных организациях требования различаются, ключевыми компонентами эффективного плана обеспечения непрерывности бизнеса являются следующие:

  1. Создайте команду планирования

    Размер команды будет зависеть от масштаба вашей организации, но должен включать менеджеров из каждого отдела. Кроме того, необходимо определить лидеров по ключевым аспектам, таким как ИТ, оборудование, финансы и управление персоналом.

    Задачи группы будут заключаться в разработке плана, предоставлении четких указаний и обучении персонала, а также в тестировании и анализе, гарантируя, что изложенные меры будут наиболее эффективной стратегией.

  2. Определите риски

    Первой задачей команды является проведение анализа влияния на бизнес (BIA). Этот анализ представляет собой идеальную отправную точку, поскольку он поможет вам определить и расставить приоритеты по конкретным рискам для безопасности, финансов, операций и т.д.

    Проведение BIA может быть сложным процессом, но в результате вы получите ценный документ, определяющий основные риски для вашего бизнеса и то, как на них повлияет ряд потенциальных сбоев.

  3. Снижение рисков

    Следующим шагом после выявления рисков является обзор существующих процессов для выявления изменений, которые можно внести для уменьшения влияния проблемы.

    Это может включать:

    • Проверка пожарной безопасности
    • Внедрение пересмотренных процессов резервного копирования ИТ и облачной безопасности
    • Повышение квалификации персонала
    • Подготовка поставщиков на случай непредвиденных обстоятельств
    • Обновление политики и инструментов кибербезопасности
  4. Создайте стратегии непрерывности

    Знания о рисках недостаточно. В случае стихийного бедствия потребуются быстрые и решительные действия, чтобы свести к минимуму последствия и ускорить восстановление.

    Стратегии обеспечения непрерывности должны содержать чёткие указания о том, как обеспечить продолжение операций на приемлемом уровне в течение периода восстановления. На ключевые вопросы следует отвечать конкретными инструкциями и информацией, чтобы обеспечить ясность подхода.

    Они должны включать:

    • Существуют ли чёткие инструкции по доступу к резервным копиям данных?
    • Актуальна ли контактная информация ключевого персонала и поставщиков?
    • Какие задачи можно передать на аутсорсинг?
    • Существует ли эффективная политика WFH?
    • Используются ли ручные процессы, если доступ в Интернет закрыт?
  5. Внедряйте и обучайте

    План обеспечения непрерывности будет развиваться вместе с бизнесом и должен оставаться действующим документом, который регулярно обновляется. Чтобы определить, где требуются улучшения, вы должны обеспечить регулярное тестирование обработки и систем.

    Персонал должен быть обучен общим процессам, а ключевые роли должны быть отведены отдельным лицам – так же, как вы определяете начальников пожарной безопасности или лиц, оказывающих первую помощь.

Пример BCP

Хотя уровень детализации зависит от размера компании и задействованных отделов, в следующем примере показаны шаги, которые необходимо предпринять в случае утечки данных:

  • Подтвердите характер атаки
  • Немедленно сообщите всему персоналу
  • Определите, что было скомпрометировано
  • Срочно предотвратите дальнейшее повреждение
  • Измените затронутые пароли и удалите права доступа
  • Восстановление данных из резервных копий
  • Вызов внешней поддержки
  • Определите, как произошло нарушение
  • Уведомление партнёров и клиентов по мере необходимости
  • Определить последствия и стоимость нарушения
  • Оценить и усилить безопасность по мере необходимости
  • Просмотреть результат и скорректировать BCP
  • Обеспечить обновленное обучение персонала

Все эти шаги должны иметь конкретные указания в BCP.

Как протестировать план обеспечения непрерывности бизнеса

Не ждите, пока разразится стихийное бедствие, чтобы узнать, адекватен ли ваш BCP. Лучший способ узнать, будет ли он эффективным, – регулярно проводить тщательное тестирование. Цели должны быть измерены и сравнены с предыдущими тестами, чтобы выявить и устранить слабые места.

Частота тестирования варьируется, но многие компании проверяют свои планы обеспечения непрерывности бизнеса до четырёх раз в год. Из-за широкого и подробного характера BCP существует несколько способов тестирования. Самый простой метод тестирования заключается в том, что группа планирования анализирует существующий план, выявляя слабые места и области, которые требуют обновлений в связи с изменениями в компании (контактные данные, поставщики и т.д.).

В рамках этого лицо, ответственное за определенный аспект, например за кибербезопасность, может представить элементы своего плана команде для критической проверки перед повторной оценкой, используя выбор наиболее подходящих сценариев стихийного бедствия.

Имитационные тесты также следует проводить ежегодно, чтобы определить, насколько хорошо планы работают в реальном сценарии. Это может включать учения по эвакуации, чтобы укрепить уверенность в непрерывности процессов. В моделировании должны участвовать сотрудники, не входящие в группу планирования, чтобы по-новому взглянуть на области, требующие большей ясности, или другие аспекты, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными.

Улучшение и пересмотр плана обеспечения непрерывности бизнеса

В дополнение к изменениям, внесенным в процессе тестирования, обратная связь от каждого отдела поможет улучшить ваш общий план, предоставив специализированный взгляд на политики и процессы. В зависимости от структуры компании этот этап может проводиться после периодического тестирования или в процессе проверки.

Чтобы план обеспечения непрерывности бизнеса был эффективным в долгосрочной перспективе, его необходимо поддерживать. Если это станет ежеквартальной задачей для руководителей отделов, она не будет принята должным образом и может не обеспечить непрерывность обслуживания в случае возникновения кризиса.

Вместо этого все сотрудники должны быть обучены пониманию своей роли и важности быстрого реагирования для ограничения воздействия. Благодаря знакомству с аварийными процессами персонал будет чувствовать себя в большей безопасности и сможет позитивно и активно реагировать на любую ситуацию.


4.5/114