Запланируйте успех с помощью чёткого бизнес-плана

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2023-01-20

Перед тем, как открыть собственное дело, напишите бизнес-план – советуют эксперты при запуске любого проекта. Действительно, и потенциальным инвесторам, и будущим кредиторам важно иметь чёткое представление, как вы собираетесь покорять мир. Но, это важно понимать и вам.

Планирование бизнеса, наличие стратегии его развития – ключ к успеху любого дела.

Рассказываем, что такое бизнес-план и как он работает.

Студентке Лере 21 год, и в свободное от учёбы время она увлечённо печёт торты, которые так нравятся её друзьям и родным. Более того, они даже заказывают Лере торты как для себя, так и в подарок. Сарафанное радио работает исправно, так что Лера уже начала задумываться об открытии собственной пекарни.

Родители пообещали помочь финансово на первых порах, но предпринимательского опыта у них нет. Так что многие вещи Лере придётся делать самостоятельно. Перед тем как снимать помещение, регистрировать ИП и нанимать сотрудников, друзья посоветовали Лере для начала написать бизнес-план для своей будущей пекарни.

Что такое бизнес-план и зачем он нужен

Это, по сути, чёткая программа действий на определённый срок для того, чтобы бизнес динамично развивался. Грамотный и реалистичный бизнес-план поможет предпринимателю:

  • Шаг за шагом выстроить стратегию продвижения своей компании, максимально учитывая все детали. Открыть пекарню и заработать свой первый миллион через полгода – это мечта, а не чёткая программа к действию. Бизнес-план в этом роде станет навигатором, который поэтапно поможет вам воплотить задумку в реальность;
  • Не прогореть. Бизнес-план позволяет увидеть не только перспективы развития проекта, но и трудности, с которыми можно столкнуться при его реализации. Прописав все негативные факторы, вы поймёте, как не допустить возможные убытки;
  • Получать внешнее финансирование. Амбициозные планы всегда требуют финансовых вложений. Чтобы показать перспективы своего бизнеса потенциальным инвесторам или кредиторам, необходим качественный, профессионально подготовленный бизнес-план.

Студентке Лере бизнес-план пригодится не только для лучшего видения своего будущего бизнеса. Он также послужит хорошим опытом для будущего общения с потенциальными инвесторами или банкирами.

Из чего состоит бизнес-план

Вариантов написания бизнес-планов очень много, они разнятся в зависимости от задач и целевой аудитории. Есть универсальный стандарт, выработанный подразделением ООН UNIDO. Он состоит из 12 частей – если вы делаете план исключительно для себя, то спокойно можете убрать некоторые пункты.

Что должно быть в плане? Как ни странно, первая часть – это резюме.

Это вывод по всем пунктам в документе, которые вы рассматривали. Стоит понимать – это первое, на что обратит внимание инвестор/банкир, открыв ваш бизнес-план.

В этой части пишите кратко. Укажите:

  • Информацию о компании. Сведения об основателях, их роли в проекте, расположении, дате основания, количестве сотрудников;
  • Цели. Здесь нужно пояснить, чем будет заниматься ваша компания и чего вы хотите добиться от этого проекта;
  • Продукты/услуги. Кратко опишите, что предлагаете в рамках вашего бизнеса.

Что можно указать ещё: необходимый размер инвестиций, текущие финансовые показатели (если открываете проект в компании), сроки запуска, задачи на будущее.


Описание отрасли и компании

Проведите сами или закажите у экспертов исследование в той рыночной нише, которую занимает ваша компания. Так вы не только начнёте лучше разбираться в рынке, но и сможете составить портрет вашего покупателя, изучите конкурентов, выявите интересные тенденции.


Описание услуг (товаров)

Перечислите все виды ваших продуктов, а также расскажите о необходимой инфраструктуре, особенностях, выгодах для клиента и ожидаемом доходе. А ещё можете описать жизненный цикл продукта и приложить фотографии.


Продажи и маркетинг

Определитесь со стратегией продвижения продукта. Для этого выявите вашу целевую аудиторию и её платёжеспособность. Покажите, как вы видите проникновение товара на рынок и как будете привлекать потенциальных клиентов.


План производства

Что вам нужно для выпуска продукта? Оборудование, аренда помещений, количество наёмных сотрудников, договорённости с поставщиками, расчёт себестоимости товаров, прогноз цен на ресурсы, логистика – пропишите всё, с чем столкнётесь.


Организационный план

Это ваша структура руководства с должностями и ролями сотрудников в проекте, а также с указанием их размера заработной платы. Для этого раздела будет удобно использовать таблицы, схемы или диаграммы.


Финансовый план

Этот раздел очень важен как предпринимателям, так и инвесторам. Посчитайте, какие приблизительные расходы и доходы вы ожидаете, сколько средств необходимо сейчас и в ближайшие несколько лет. Не бойтесь писать большие числа – здесь важна честность.


Оценка эффективности проекта

Используя свой финансовый план, покажите, через сколько месяцев или лет проект окупится, как будет меняться динамика финансовых показателей, сделайте расчёт точки безубыточности и выявите рентабельность.


Гарантии и риски компании

Не бойтесь писать о возможных трудностях. Опять же важно быть честным и сразу выявить все возможные риски своего бизнеса. Расскажите, как будете решать проблемы.


Приложения

Вложите дополнительные материалы – например, разные схемы, рисунки, которые не вошли в конкретные разделы. Также сюда можно добавить фотографии продукции, материалы исследований, юридические документы.


Какие могут быть ошибки при составлении бизнес-плана

  • Размытые данные. Стоит избегать абстрактных предположений – например, что покупать сырьё будете у поставщика на Урале. Указывайте конкретные названия, цифры, тогда проект будет казаться привлекательным для инвесторов, а проблем с получением финансирования не будет.
  • Отсутствие внимания к раскрутке продукта. Зачастую прогнозы о доходности идут без учёта того, что проекту нужно время и деньги на продвижение. А ведь первые месяцы могут быть не совсем такими, как вы ожидаете.
  • Спешка. Иногда на пике популярности или успеха одного проекта предприниматель решает создать новый стартап. Он может руководствоваться тем, что уже имеет представление о том, как работает бизнес, и сделать бизнес-план на скорую руку.
  • Недостаточное внимание к исследованиям. Важно не только изучить рынок, конкурентов, но и сделать точные подсчёты, исходя из изученных данных, а также дополнительно узнать информацию у арендодателей о месте, у поставщиков об изготовлении сырья, и так далее.

Важно

  • Воспринимайте бизнес-план как поэтапное руководство по улучшению и более глубокому пониманию вашего проекта. Задумка перестанет быть чем-то абстрактным, а приобретёт реальные очертания.
  • Участвуйте в составлении бизнес-плана или внимательно его изучайте.
  • Не стройте иллюзий – не пишите цифры, которые не соответствуют реальности, не приукрашайте товар или услугу, если в действительно они таковыми не будут. В этом плане важна честность, чтобы потом не приходилось отчитываться за несоответствия. Не обманывайте самих себя и других.

4.6/122