Как правильно покупать готовый бизнес: важные нюансы

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2024-07-24

Многие начинающие и опытные предприниматели задумываются над тем чтобы приобрести уже готовый бизнес. Покупка работающей компании позволит минимизировать проблемы предпринимателя, связанные с налаживанием бизнеса, связей, клиентской базы и прочего.

Однако, это вовсе не означает, что купив готовую фирму, у предпринимателя не будет никаких проблем. Отнюдь, их может даже станет больше, просто они перейдут в другую плоскость.

Бизнесмены пожимают друг другу руки после передачи готового бизнеса

Как купить готовый бизнес

Покупка работающей фирмы явление для России довольно новое, ведь у нас не принято передавать свой бизнес в чужие руки, а вот на Западе это вовсе не считается зазорным.

Поэтому узнать о продаже бизнеса в России можно таким образом:

  • Через интернет-порталы для бизнесменов. Таких ресурсов очень мало, да и найти подходящее предложение сразу вряд ли получится.
  • Через знакомых и связи в различных органах власти. Этот метод более действенный, так как говорить в слух о продаже бизнеса в России не принято.

После того как подходящий вариант найден, предстоит целый ряд мероприятий перед осуществлением покупки. Если речь идёт о серьёзном бизнесе и больших деньгах, то без аудиторской проверки независимых экспертов не обойтись.

Если же бизнес мелкий и стоит недорого, то целесообразней провести проверку самостоятельно или в команде с бухгалтером, который разбирается в отчётной документации. Особое внимание стоит уделять балансу, отчёту о финансовых результатах, наличию активов у предприятия и их остаточную стоимость.

Нюансы при покупке готовой фирмы

Покупая готовый бизнес, нужно быть предельно осторожным, так как наличие больших прибылей у предшествовавшего руководства вовсе не гарантирует такие же результаты и новому. И тут стоит разобраться в причинах успеха, и факторах, которые их создают.

Стоит отметить, что для каждого вида бизнеса существуют свои составляющие факторы успеха. Это могут быть бесценные активы, персонал, клиентская база, месторасположение, наличие эксклюзивных разрешительных документов и прочее.

Если говорить о сфере услуг по типу турагентство, гостиничный бизнес, юридические конторы, то тут определяющими факторами будет: персонал, клиентская база, бренд. Ведь люди пользуются услугами подобных контор из года в год и предпочитают постоянство, поэтому очень важно не разрушить то, что было создано предшественниками, и что так ценят клиенты.

Для мелкого бизнеса, занимающегося розничной торговлей, быстрым питанием, оказанием ремонтных работ основополагающим фактором является месторасположение, поэтому менять дислокацию ни в коем случае нельзя. Тут наличие клиентской базы и активов вообще не имеет никакого значения, так как подобными услугами люди пользуются только в непосредственной доступности, и не станут ехать через весь город.

Для индустрии красоты большое значение имеет не только местоположение, но и персонал, так как клиенты ходят к конкретным мастерам, работа которых их устраивает. Этот фактор стоит учитывать, так как часто персонал сплачивается против нового руководства и уводит за собой всех клиентов.

Выявив свои «больные» места и определяющие факторы успеха, предприниматель может дальше развивать предприятие в том же направлении и получать запланированную прибыль.

Практические советы при покупке бизнеса

Прежде чем покупать фирму, стоит её хорошо проанализировать. Начать стоит с целей существования компании. Если это только прибыль и ничего больше, то руководить такой компанией может и обычный менеджер, а если руководитель хочет самореализоваться и занять достойную позицию на рынке, то у «руля» придётся стать самому.

Нужно понять близок ли этот вид бизнеса покупателю и будет ли он в нём ориентироваться. Если да, то он сможет понять и перспективы развития, которые стоят перед компанией.

Для того чтобы понять как позиционирует себя на рынке компания, нужно провести глубокий анализ, причём стоит самостоятельно посетить предприятие под видом клиента. Такое мероприятие позволит выявить нюансы, скрытые от глаз покупателей.

Особое внимание стоит уделить передаче прав на торговую марку, бренд или эмблему. Так как иногда покупка фирмы без её названия не имеет никакого смысла. Это объясняется страхом клиентов перед новым партнёром, о котором они ничего не знают. И может случится так, что они не захотят сотрудничать.

При проверке финансовой документации особое внимание нужно уделять долговым обязательствам и наличию кредитов. Обычно все обращают внимание на активы, денежные поступления, дебиторскую задолженность, а про долги забывают. Так вот, чтобы не попасть впросак, нужно затребовать кредитную историю и документы о кредиторской задолженности.

Покупка готовой фирмы – очень рискованный шаг, хоть этот риск и оправдан. Однако, не стоит терять бдительность и лишний раз перестраховаться.


5.0/6