Обновленный Сбербанк Бизнес ОнЛайн – управление счетами ещё проще

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2024-05-16

В феврале 2014 года в рамках стратегической Программы «Надежность критичных автоматизированных систем Сбербанка (99.99)» был введен в эксплуатацию второй экземпляр «Сбербанк Бизнес Онлайн».

Это позволило значительно повысить производительность системы онлайн обслуживания бизнес клиентов и обеспечить перспективу для уверенного роста бизнеса на ближайшие 3 года.

График количества входящих документов через Сбербанк Бизнес ОнЛайн

Предыстория оптимизации Сбербанк Бизнес ОнЛайн

Система Сбербанк ОнЛайн для бизнес клиентов была внедрена в Сбербанке в начале 2010 года. Изначально система предназначалась для обслуживания узкого сегмента корпоративного бизнеса. Но уже в начале 2012 года число клиентов перешагнуло за 200 тысяч, что примерно в 4 раза выше, чем в среднем по банковскому сектору в этом сегменте.

Уже тогда возникли первые проблемы обеспечения производительности системы Сбербанк Бизнес ОнЛайн. Среди причин, приводивших к сбоям, – большие объемы обрабатываемых данных, неоптимальная архитектура базы данных, низкая пропускная способность сетевых интерфейсов. Те меры, которые предпринимались для устранения этих проблем, носили временный характер и позволяли системе просто держаться «на плаву», не меняя ситуацию коренным образом.

В конце 2012 года был зафиксирован большой всплеск посещаемости Сбербанк Бизнес ОнЛайн, который едва не привел к полной остановке системы. Ситуация стала критической, и ее необходимо было решать.

Разделение системы Сбербанк Бизнес ОнЛайн

Эффективный способ увеличения производительности системы – горизонтальное масштабирование. Но архитектура Сбербанк Бизнес ОнЛайн спроектирована таким образом, что база данных системы не имеет возможности такого масштабирования. Поэтому было принято решение разделить базу на две части. Процесс разделения должен был пройти незаметно для клиентов. Для этого были проанализированы пики клиентской активности и периоды времени, в которые регламентные работы не мешали бы пользователям.

Для реализации проекта потребовалась доработка комплекса смежных систем, решение технологических проблем синхронизации справочной информации, а также непростые переговоры с бизнес-заказчиками системы и руководством Банка.

Активное участие и поддержку со стороны корпоративного блока оказал директор проектов Михаил Малахов (Департамент крупного и среднего бизнеса). Параллельно с разделением шел «разгон» системы, который обеспечил дополнительные 4 месяца функционирования старой версии Сбербанк Бизнес ОнЛайн.

Он включал в себя следующие доработки:

  1. Наращивание мощности «железа» и расширение сетевых интерфейсов, что позволило увеличить количество сетевых пакетов на 100%.
  2. Оптимизация кода и переход на последнюю версию Oracle 11, которые повысили производительность на 15% – 20%.
  3. Вынос базы данных журналирования (аудита) на отдельный сервер.

Сложности обновления Сбербанк Бизнес ОнЛайн

Разделение Сбербанк Бизнес ОнЛайн было сопряжено с рядом рисков. Первый из них – постоянная угроза остановки системы. После разделения был невозможен возврат системы в исходное состояние, миграция клиентов была необратимой.

Кроме этого, разработчик системы не давал никаких гарантий, что разделение пройдет успешно. Всю ответственность взяли на себя руководители проекта и глава программы Андрей Хлызов.

Итоги и перспективы

Проведенные доработки вывели Сбербанк Бизнес ОнЛайн на новый технологический уровень:

  1. Стала возможной работа в системе до 2 млн пользователей. Производитель заявлял возможность работы только для 0.5 млн клиентов.
  2. Обработка до 3 млн. платежных поручений в сутки. Заявленный производителем объем – до 1.5. млн.
  3. Бесперебойная одновременная работа для 1 млн пользователей.

Усовершенствование Сбербанк Бизнес ОнЛайн продолжится в рамках программы «99.99». Планируется выделить в отдельные компоненты отдельную и архивную СУБД. Кроме этого, в планах – разработка версии Сбербанк Бизнес ОнЛайн на основе универсального платежного шлюза и дополнительные работы по оптимизации производительности системы.


3.6/12