Если вы, к примеру, решили открыть салон красоты, для составления бизнес-плана будет необходимо провести исследование структуры рынка, тенденций его развития, определить объем рынка подобных услуг, а также конкурентную среду. Выяснить, какие медицинские, косметологические, парикмахерские услуги популярны в салонах выбранного сегмента. Изучить спрос, ценовую политику конкурентов.
Вначале описывается общий объем сервиса, который данный салон красоты сможет предоставить своему конечному потребителю, – услуги парикмахеров, косметологов, мастеров маникюра, массажистов.
Нужно также определить нишу, которую планируется занять, и сегмент рынка:
- это будет SPA-салон или салон косметических услуг;
- эконом-класса или класса люкс.
Площадь салона красоты будет зависеть от количества предлагаемых вами услуг. Площадь всех помещений регламентируется нормами санэпиднадзора. Для проведения маникюрных и педикюрных работ могут быть предусмотрены общая или раздельные комнаты. Также потребуются кабинеты для косметических и массажных процедур.
В салоне красоты можно установить солярий, SPA-капсулу, сауну и другое дополнительное оборудование, для которого будут нужны площади. По установленным санитарным нормам для салона красоты обязательным является наличие вспомогательных помещений (склада, стерилизационной, комнаты отдыха для персонала, рабочего кабинета директора и/или бухгалтера).
Так что выбор площади – дело индивидуальное, но нужно учитывать, что чем меньше места, тем меньше услуг вы сможете предложить своим клиентам.
Маркетинговый план для бизнеса
План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему люди будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Поэтому необходимо продумать и внятно изложить основные элементы своей маркетинговой стратегии: ценообразование, схему распространения товаров или услуг, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирование имиджа.
Специалисты рекомендуют начинать проработку маркетинговой части бизнес-плана с проведения SWOT-анализа. Расшифровывается эта аббревиатура следующим образом: Strengths (преимущества будущих товаров или услуг), Weaknesses (слабые стороны), Opportunity (потенциальные возможности) и Threats (возможные риски для вашего бизнеса).
Этот анализ помогает выявить не только недоработки в маркетинговой стратегии, но и узнать недостатки бизнес-идеи в целом и по возможности их избежать. Подобный анализ – необходимый элемент любого бизнес-плана. При его проведении следует учитывать уровень конкуренции на рынке, законодательные ограничения на данный тип деятельности, финансовые затраты и другое.
Доходы и издержки
Особое внимание нужно уделить финансовому блоку бизнес-плана, где должны быть представлены прямые (переменные) и постоянные затраты на производство, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.
В случае с салоном красоты в первоначальные затраты войдут: дизайн помещения и покупка мебели и необходимого оборудования (столы, стулья, кушетки, стеллажи, косметологические аппараты, солярий и т.д.). Также следует учесть расходные материалы: маски, шампуни, лаки и т.д.
Количество персонала будет определяться предлагаемыми вами услугами. Обычно в салонах любые специалисты работают через день. Следовательно, вам потребуется 2 косметолога, 2 специалиста маникюра и педикюра, 2 массажиста, 2 парикмахера, управляющий, бухгалтер, 2 администратора, уборщица.
Расширение бизнеса возможно за счет увеличения предлагаемых услуг по уходу за лицом и телом, а также оказания услуг визажиста, стилиста.
Как достучаться до инвестора
Если бизнес-план составляется вами, скорее, не для личных целей, а для поиска потенциальных инвесторов, то необходимо особенно тщательно проработать те разделы, которые привлекут их внимание в первую очередь.
«Если проект, который вы собираетесь открыть, связан с выходом на новый рынок, то особое внимание нужно уделить маркетинговой части бизнес-плана. Например, открытие магазина массовой одежды китайского производства в торговом центре на Рублевке или в Петровском пассаже вызовет массу вопросов, – поясняет Заместитель руководителя блока «Малый и средний бизнес ОАО Альфа-Банк» Александр Киселев. – Если же объект связан с покупкой оборудования, то в этом случае акцент в бизнес-плане должен быть сделан на улучшении производственных показателей, новых качествах продукции. И разумеется, во всех случаях без исключения особое внимание должно уделяться полноте и достоверности исходных данных».
Иными словами, к подготовке бизнес-плана нужно относиться максимально серьезно и стараться проработать все его детали, чтобы они не вызывали вопросов ни у вас, ни у ваших партнеров и потенциальных инвесторов.