Настал тот период в жизни вашего бизнеса, когда вам нужна помощь в дальнейшем развитии и продвижении. Вы же не можете делать всё самостоятельно, ведь каждый день вы обслуживаете клиентов и у вас есть тонны других дел. В ограниченное время невозможно самостоятельно изучать секреты SEM/SEO, веб-дизайна, социальные медиа, копирайтинг, контент-маркетинг и многое другое. А потом ещё надо когда-то жить?! А даже если можете, то в долгосрочной перспективе это очень плохая идея.
Вы стоите сейчас перед выбором дальнейших действий, и у вас есть три варианта: нанять внутреннего специалиста, наладить сотрудничество с агентством или нанять фрилансера. На последнем варианте мы сейчас сосредоточимся. Почему? Потому что это просто хорошее решение.
Фрилансер – это человек, который самостоятельно управляет своими действиями. Он работает удаленно, как правило, из своей квартиры/дома, в качестве индивидуального предпринимателя. Вы можете без проблем найти фрилансера: графика, веб-дизайнера, PR-оператора, маркетолога в социальных сетях, SEM, SEOV, а также юриста, переводчика или редактора. Спектр внештатных сотрудников очень широк и, в принципе, увеличивается с каждым годом. Не так давно фрилансер был либо графическим дизайнером, либо журналистом. Сегодня список намного длиннее.
Почему стоит нанять фрилансера
Подумайте об этом таким образом: это человек с богатым и разнообразным опытом. Это профессионал в своем деле, который имеет, по крайней мере, несколько лет опыта работы, десятки или сотни реализованных проектов, и развитое чувство, что работает, а что нет.
Он зарабатывает, прежде всего, на своей эффективности. А разве не это нужно Вам, когда вы хотите продвигать свою компанию?
Чем фрилансер лучше штатного работника?
Чаще всего у него просто больше опыта. А это очень важно в динамично развивающемся мире. Штатный сотрудник не имеет возможности реализовать столько проектов, пройти столько тренингов и встретить столько людей, сколько независимый советник. Конечно, бывают исключения, но это редкость.
Всё это значит, что вы наймёте ценного сотрудника. Кроме того, он, вероятно, может похвастаться теми способностями, которых вам не хватает. У хорошего фрилансера многозадачность «в крови», он умеет организовать собственную работу и использует гибкий подход к задачам, которые ему поручены. Он быстро реагирует на изменения и адаптирует к ним действия.
Чем фрилансер лучше агентства?
Отвечу двумя словами: это дешевле. Агентство имеет гораздо большие расходы, соответственно, будет дороже. Дело ещё осложняется тем, что, если вы не управляете общенациональной, узнаваемой компанией, в которой работает не менее 250 человек, тогда, выбрав агентство, вы получите «команду из одного человека», которая будет обслуживать вас. Может быть, агентство добавит стажера, чтобы чему-то научиться, но это всё. Команды из нескольких человек рассчитаны на обслуживание самых крупных и самых платёжеспособных клиентов с рекламными бюджетами в миллионы рублей. Так что, вероятно, выбрав агентство, вы получите консультанта из одного человека, только намного дороже.
Таким образом, вся найма фрилансера заключается в следующем: вы будете работать с опытным специалистом, который не слишком обременит ваш кошелёк. Вам не надо будет платить за него налоги. Ему не нужен рабочий стол, автомобиль или рабочий телефон. И что не менее важно – его работа – это увеличение ваших доходов.
В чём риск найма фрилансера
Конечно, это не идеальное решение. Недостатки сотрудничества с свободным работником заключаются, например, в:
- Наличие ограниченного времени (у него также есть 8-10 часовой рабочий день, и он должен распределить его среди своих клиентов).
- Ограниченные возможности (вряд ли один фрилансер проведет широкомасштабную рекламную кампанию для вас в крупных городах).
- Сложная проверка работы (в конце концов, это не ваш офис, а «где-то в сети»).
По моему опыту, компании не нанимают фрилансеров, в основном, из-за ограничений, которые имеются в головах руководителей и менеджеров.
В конце концов... как сотрудник будет работать, если всё ещё в домашней пижаме, может оставаться там где хочет, его нельзя контролировать и трудно от него что-либо требовать! Многие компании думают подобным образом. Жаль, потому что это стереотип, который закрывает путь к действительно ценному и эффективному решению.
Да, существуют фрилансеры-лентяи, которые работают по 3 часа в день, с ними невозможно связаться и они всегда заняты чем-то другим, кроме работы с вами. Но их мало. В долгосрочной перспективе нельзя выжить на рынке таким образом. Вы можете легко поймать такого негодяя перед началом сотрудничества. Просто поговорите с ним. Вы быстро почувствуете, с кем будет легко работать и кто серьёзно относится к разговору с вами.
Как найти хорошего фрилансера
Постарайтесь найти кого-то проверенного. Поспрашивайте друзей, поищите в социальных медиа (LinkedIn). Есть также специальные сайты для поиска фрилансеров, стоит туда заглянуть, если Вам не удастся найти хорошего кандидата в своем окружении. Не игнорируйте их, потому что это может быть очень ценный источник.
Чтобы облегчить себе выбор, попросите участников помимо предложений о сотрудничестве как-то обосновать, почему вы должны выбрать именно этого человека. Их творчество вас поразит!
А дальше что? Свободный сотрудник, как правило является предпринимателем, чаще всего вы будете подписывать соглашение о сотрудничестве. Реже договор поручения или подряда. Фрилансер должен иметь шаблон, который вам представит. Для уверенности, проверьте его у адвоката. Если договор слишком общий, можно ввести записи, которые будут четко определять, что фрилансер должен для Вас сделать. Объем услуг должен быть четким и обязательным к исполнению.
Вы также можете дать кандидату тестовое задание или тестовый период, но он должен знать, что вы серьезно подходите к теме. Не ждите, что он сделает что-то бесплатно, и, если тест пройден успешно, не продлевайте его без необходимости. Если вы хотите, чтобы кто-то приложил усилия, объясните ему причины.
На что обращать внимание при поиске фрилансера?
Прежде всего, профиль его деятельности и опыт. У него должен быть свой веб-сайт, где вы можете найти эту информацию. Если вы сомневаетесь, откровенно спросите, может ли он помочь вам в планируемых вами мероприятиях. В остальном это просто ваши индивидуальные предпочтения по сотрудничеству с конкретным человеком.
Когда стоит нанять фрилансера
Фрилансер – это решение для вас, если:
- Вы управляете малым бизнесом (хотя крупные также используют фрилансеров всё чаще и чаще)
- У вас есть ограниченные средства и вы хотите быть уверенными в том, что они хорошо используются для продвижения вашего бизнеса, а не для развития агентства
- Вы боретесь с конкретной проблемой, вы знаете, какие действия вам важны
Если, с другой стороны, вы хотите начать с нуля продвижения по разным каналам или даже вообще не знаете, как вести маркетинг, то, вероятно, агентство станет лучшим решением, поскольку в рамках одной организации могут оказывать различные услуги. Вы также можете найти консультанта с более широким спектром деятельности, который рассмотрит продвижение вашей компании со стратегической стороны и посоветует вам, на каких сферах сосредоточиться и какие каналы коммуникации/продвижения использовать.
Если вы видите в фрилансере партнера, который преследует ту же цель, что и вы, и помогает вам в её достижении, то успешное и долгосрочное сотрудничество – это действительно короткий путь.