В настоящее время малый бизнес в России сталкивается с трудностями, которые обусловлены как государственной политикой, так и системой налогообложения. Хотя правительство стремится поддержать предпринимателей, не всегда его усилия приносят желаемый результат.
Чтобы сохранить свои позиции на рынке и конкурировать с крупными компаниями, предприниматели вынуждены прибегать к различным стратегиям.
Что такое факторинг в малом бизнесе
Предприимчивые банки и различные финансовые организации выявили перспективный сегмент рынка, который пользуется большой популярностью среди представителей малого бизнеса. Этот сегмент рынка связан с оказанием услуг факторинга предприятиям и индивидуальным предпринимателям.

Факторинг, как финансовый продукт, был разработан в качестве альтернативы кредитам и займам. Как известно, малый бизнес старался обходится без банковских кредитов, так как их условия не соответствовали реальным доходам предпринимателей, которые не позволяли погашать высокие проценты. А вот услуги факторинга более заманчивы для малого бизнеса, ведь они несут пользу обеим сторонам и позволяют предпринимателям активно развивать свой бизнес.
Факторинг представляет собой посредническую услугу банка или другого финансового учреждения, которая заключается в передаче дебиторской задолженности этим учреждениям. Это означает, что когда заказчик или покупатель согласно договору не оплачивает услуги или товары сразу, а спустя определённый период (1-2 месяца), то продавец вынужден уменьшать свои обороты в ожидании выручки. А пользуясь услугами факторинга, продавец получает выручку (до 70% от общей суммы) в течении нескольких дней после отгрузки. Соответственно после такой операции дебитор становится должником не продавца, а посредника.
Особенности договора факторинга
Однако, чтобы заключить договор факторинга, необходимо пройти через ряд процедур.
Сначала проводится тщательная проверка финансового состояния компании, её отчётности и репутации. Особое внимание уделяется анализу основных финансовых документов предприятия, таких как баланс и отчёт о финансовых результатах, а также изучению контрагентов, с которыми будут работать банки.
Если компания успешно пройдёт все этапы проверки, то она сможет заключить договор факторинга. Обычно договор заключается на один год с возможностью продления. Также он может быть бессрочным до момента расторжения по требованию одной из сторон.
Покупатели (дебиторы) должны быть уведомлены о заключении договора факторинга в письменной форме с указанием новых реквизитов. Это необходимо для того, чтобы оплата по счетам осуществлялась через посредника, а не напрямую продавцу.
Также стоит упомянуть сроки оплаты согласно договора факторинга, они не должны превышать 180 суток со дня отгрузки товара или получения услуги. Если же покупатель просрочит платёж, то дело может дойти до судебного разбирательства.
За оказание такого рода услуг предприниматель платит ежемесячную комиссию в установленном размере. Размер этого платежа может зависеть от положения дел в компании, от платежеспособности контрагентов и сроков погашения дебиторской задолженности.
Преимущества и недостатки факторинга
Факторинг, как и любой финансовый продукт, имеет свои плюсы и минусы.
Среди преимуществ следует выделять следующие:
- Новые возможности для малого бизнеса за счёт сокращения сроков оплаты за отгруженную продукцию или оказанные услуги. Для малого бизнеса, особенно на этапе развития, важна каждая копейка, поэтому факторинг может стать отличным вариантом для решения проблемы дебиторской задолженности. А наличие свободного капитала позволит бизнесу развиваться активнее и осваивать новые рынки.
- Возможность заключить договор факторинга для тех компаний, которым отказали в кредите. Банки не желают иметь дело с мелким и средним бизнесом, поэтому зачастую условия таких кредитов вовсе не выгодны. А обратившись за факторингом, можно надеется на успех, тем боле что плохая кредитная история не будет помехой.
- Отсутствие требования в залоге для оформления договора факторинга. В отличие от банковских кредитов, которые подразумевают залог, факторинг не требует никаких гарантий.
- В случае не своевременного погашения долгов дебиторами, проблемы по поводу взыскания денег переходят на плечи посредников.
Среди недостатков можно выделить такие:
- Высокую цену комиссионных платежей. Эта сумма будет значительно выше процентов по кредиту, но он доступен только некоторым, а факторинг более лояльный.
- Трудности при оформлении договора факторинга. Например, его можно оформить на реализованную продукцию только личного производства, причём плата должна осуществляться в безналичной форме.
Факторинг – это достойная альтернатива кредитованию малого бизнеса, но оформляя такой договор, нужно быть уверенным в своих покупателях и объёмах продаж, ведь ежемесячная комиссия станет существенной статьёй расходов.
 


