Кредиты для малого бизнеса: современное положение и особенности

В масштабах экономики страны малый бизнес занимает свою определенную нишу. Для нас важно показать некоторые особенности кредитования малых предприятий.

Словосочетание бизнес-кредит по-английский ввиде пластиковых букв

Источник фото: LendingMemo / CC BY 2.0

Малое предприятие как потребитель банковских услуг на сегодня считается максимально гибким, прозрачным и эффективным элементом рыночного хозяйства. Именно оно способно мобилизовать финансовые и производственные ресурсы отдельно взятого региона и населения страны.

В теории (в развитых странах, несомненно, в практике) малый бизнес очень интересен, во-первых, в качестве предмета приложения кредитных средств, во-вторых, в качестве потребителя самых разных услуг розничного характера, предоставляемых коммерческими банками.

Тем не менее, проблема финансирования малого бизнеса является острой и имеет постоянный характер. Причем финансирование для малых предприятий необходимое на протяжении всего их жизненного цикла. По статистике, 45% отечественных владельцев малого бизнеса признались в нехватке денежных средств в период создания фирм. Как правило, в 60% случаев личные средства (сбережения) являются источником финансирования на первых этапах становления. В еще 35% – это средства, позаимствованные у частных лиц (знакомых и друзей). Только 12% владельцев малых предприятий имели возможность на первых порах обратиться в банки по кредит. С течением времени нехватка денег ощущается, как правило, еще острее: фирмы, которые существуют более года, все чаще испытывают проблемы с нехваткой кредитных средств. По статистике таких фирм уже около 60%.

В банковских кругах финансирование малого бизнеса считается рискованным делом. В последнее время все же появились специальные программы, сфокусированные на малый бизнес, но они преимущественно отказываются выдавать кредиты на старте. Малым предприятиям предложен срок в полгода: за это время они должны поработать, чтобы убедить банк в своей надежности. Такая ситуация очень непростая для развития малого бизнеса. Тем более, что существует определенная конкуренция на рынке как микро, так и малых кредитов. Отметим, что кредитор и заемщик подвергаются значительным рискам при этой системе кредитования, оттого и процентные ставки весьма высокие. Среди преимуществ отметить стоит оперативность получение кредитов для малого бизнеса. Здесь нет залога, и отсутствует бумажная волокита.

В некоторой степени, ситуация с кредитованием малого бизнеса парадоксальная. Статистика утверждает о повышении объемов кредитов практически в два раза (на протяжении последних нескольких лет). Но при этом банки вынуждены заботиться о рекламе и вкладывать в нее деньги с целью привлечения заемщиков. И это притом, что, как мы уже говорили, потребность в кредитовании только возрастает.

Эту, на первый взгляд парадоксальность можно объяснить. Кредитование обходится клиентам дорого: помимо процентных ставок, обязательным является твердый залог, очень часто еще и условие страховки в пользу коммерческого банка. К этому плюсуется еще и желание работать только с теми малыми предпринимателями, которые твердо стоят на ногах.

Помимо еще некоторых нюансов, которые имеют отношение к тем, о которых мы говорили, все же можно отметить наличие базовых предпосылок в заинтересованности кредитных организаций проектами малого бизнеса. То есть твердая почва отношений уже сформирована. Для большинства банков существует потребность в диверсификации кредитных портфелей: как правило, они работают с несколькими крупными заемщиками. Поэтому можно смело прогнозировать развитие кредитования малого бизнеса, его усовершенствования.

Подробнее о кредитных программах на: creditsrf.com



DonAtom

Оценка: 5.0 / 1

avatar