Порог рентабельности: ключевой инструмент для оценки бизнеса

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2024-07-27

Каждый стартапер должен быть заинтересован в познании величины порога рентабельности, так как только после его превышения весь проект начинает приносить прибыль. Важно поэтому знание того, на каких принципах это будет происходить.

Интересная идея – это ещё не все. Может оказаться, что при осуществлении расчета стоимости проекта и цены вашей услуги/продукта, порог рентабельности будет недоступен. Тогда следовало бы проверить концепцию проекта и финансовую проекцию, например, снизить стоимость, поднять цену вашей продукции или поискать другую бизнес-модель.

Поэтому определение порога рентабельности так важно. Но, может быть, начнем с самого начала...

Что такое порог рентабельности

Точка безубыточности (англ. Break-even Point – BEP) – это такое состояние, при котором доходы покрывают общие расходы. Это означает, что при определенной цене и размере проданных услуг/продуктов, ваш бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.

Классический операционный анализ потенциальной точки безубыточности

Что это значит? Как Вы уже знаете, например, при продаже услуги 125 клиентам по цене 200 рублей у вас есть финансовый результат равный нулю, это как продать эту услугу еще одному клиенту – это уже достижение прибыли. Другими словами, точка безубыточности определит Вам нижнюю границу прибыли при фиксированной марже.

Как определить порог рентабельности

Можно подойти к этому вопросу «вручную», т.е. сначала создать финансовую проекцию для своего проекта, а потом каждый месяц проверять, как формируется спрогнозированный финансовый результат. Месяц перехода с убытка на прибыль будет месяцем, в котором вы превзошли точку безубыточности. Но, кроме срока, Вы не узнаете ничего больше.

Однако, если вы хотите действительно определить порог, то сначала вы должны хорошо знать ваши расходы и их специфическое свойство. Так вот, расходы в стартапе можно разделить на постоянные затраты и переменные. Затратами, постоянными являются те расходы, которые не изменяются вместе с увеличением продаж ваших продуктов/услуг. Конечно, при определенном уровне деятельности. Однако, можно предположить, что постоянные расходы формируются в размере неизменном в отдельные периоды финансовой проекции.

В зависимости от типа и концепции проекта постоянными затратами могут быть разные расходы. Однако, в большинстве случаев к таким расходам можно отнести, в частности:

Переменные расходы, наоборот, тесно связаны с количеством проданных услуг/товаров. Так что чем больше продать, тем вы размер расходов. К этому типу затрат относятся, в стандартной комплектации:

  • Стоимость покупки и стоимость продажи.
  • Заработная плата сотрудников, непосредственно связанных с услугой (например, консультант на телефоне, торговый представитель, дизайнер, программист).

Конечно, иногда трудно ввести в структуре затрат такое разделение. Может случиться, что данный расход можно отнести и к одной, и к другой стороне, потому что он содержит в себе как постоянную часть, так и переменную.

Тогда для разделения затрат применяются соответствующие статистические, математические или бухгалтерские методы.

Когда Вы оцените ваши постоянные и переменные расходы, можно уже рассчитать точку безубыточности:

BEP = Постоянные затраты/ (Цена – Переменные затраты)

Из выше рассчитанного значения, вы узнаете сколько должны продать услуг/товаров, чтобы покрыть общую стоимость бизнеса.

Порог рентабельности представлен также в стоимостном выражении:

BEP = Цена * (Постоянные затраты/ (Цена – переменные Расходы))

Рассчитанная стоимость – это доход, которого необходимо достичь, чтобы покрыть общие расходы бизнеса.

Нужно ли это моему стартапу

Конечно, да. Точка безубыточности только с виду кажется инфантильной. Её углубленный анализ поможет Вам получить необходимую информацию для принятия правильных решений. Помимо того, что вы узнаете, какие размеры доходов от продаж необходимы для покрытия общих расходов, вы также можете получить информацию в каком размере можно принять рост переменных издержек в расчете на одну услугу/продукт, что, например, позволит Вам решить, можете ли вы позволить себе нанять еще одного программиста. Вы можете также узнать, до какой цены за услугу можно вести переговоры с клиентом о снижении, так, чтобы продажа была для Вас ещё и выгодной.

Порог рентабельности на высоком уровне не выгоден. Это означает, что вы должны получить больший доход, чтобы покрыть общие расходы. При высоком пороге рентабельности, проект очень чувствителен даже к малейшим изменениям стоимости или цены услуги/товара. Чтобы предприятие было прибыльным, оно должно предлагать сервис, который понравится широкому кругу клиентов. Для этого стоимость услуги/продукта должна быть привлекательной для многих.

При низком пороге рентабельности у Вас будет множество возможностей.


5.0/7