Социальный комплекс «Детская деревня «Семейный очаг» – единственное на Дальнем Востоке, возможно, и в России, поселение, основанное многодетными семьями с приемными детьми.
Строительство деревни началось осенью 2003 года, и первыми ее жителями стали 4 семьи, в которых воспитывалось 30 детей. Проект был разработан Олегом Викторовичем Петруком – руководителем Владивостокского общества помощи детям. В его семье 11 детей – пятеро своих и шестеро приемных.
Олег Петрук и все, кто поддержал его проект, считают наиважнейшими задачами сегодня:
- укрепление статуса российской семьи;
- создание крепкого в духовном, социальном и экономическом аспектах сообщества многодетных приёмных семей;
- воспитание подрастающего поколения на основе русской православной культуры;
- уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование у детей активной жизненной позиции, любви к малой Родине, к своему Российскому государству.
По прошествии 8 лет можно подвести некоторые итоги:
- Реабилитацию с коротким сроком прошли около 180 детей.
- Посетили Детскую деревню в рамках экскурсий и в виде знакомства не менее 4000 ребят.
- Ознакомились с жизнью Детской деревни более 1500 взрослых.
- Проведено три спортивно-трудовых лагеря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, два лагеря военно-патриотической направленности.
- Созданы детский центр допризывной подготовки «Дальневосточная застава» и детская конноспортивная школа.
- Состоялась первая в России семейная олимпиада «Папа, мама и я» по пяти видам спорта. Организовано более 18 детских фестивалей краевого масштаба, десятки праздников, выездные концерты. Только в 2010 году жители Детской деревни дали 24 концерта на выезде.
За социально направленную деятельность руководитель Детской деревни «Семейный очаг» О.В.Петрук награжден медалями «Золотое сердце России», «Благородная Россия», «За полезное», «За мужество и героизм» и золотым знаком «Рыцарь гуманной педагогики».
Под поселение была выделена территория бывшей военной части с несколькими полуразрушенными зданиями, в которых не было ни окон, ни дверей, отсутствовала отопительная система, электропроводка, водопровод…
Всё это в условиях поздней осени приходилось создавать заново. Когда мы сейчас смотрим на фотографии восьмилетней давности, на эти руины, то удивляемся, как создатели Детской деревни не испугались, не отступились от своей идеи.
Теперь на месте развалин – дома с нормальными благоустроенными квартирами, футбольное поле, волейбольная, баскетбольная и детская игровая площадки, спортивный и тренажерный залы, конноспортивный манеж, хоккейная коробка и т.д. и т.п. В Детской деревне созданы все необходимые условия для развития творческого потенциала детей, для полноценной подготовки их к взрослой жизни.
По словам Олега Петрука: «Чем больше проходит лет с начала реализации этого проекта, тем больше наполняется сердце чувством значимости для общества, для нашей страны того, что мы делаем. Никаких сожалений! Только радость, что мы смогли получить столь разносторонний опыт преодоления множества препятствий».
Всего, чего удалось достичь, не перечислишь. В «Семейном очаге» – своя изостудия. Компьютерный класс практически никогда не пустует… Создатели «Семейного очага» мечтают о том, чтобы начатое ими дело было в Приморье продолжено, а опыт распространен в других регионах России.
Олег, как родилась сама идея Детской деревни?
Поворотным моментом стало посещение детского туберкулёзного диспансера в конце 90-х. Там не было даже хлеба! У меня в душе просто всё перевернулось. Не имеем мы права жить в спокойном достатке, когда рядом дети голодают. Мы создали некоммерческую организацию «Владивостокское общество помощи детям», открыли детское кафе, в котором организовывались концерты, бесплатные обеды и другие мероприятия для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей.
Отдельным направлением работы стало оказание помощи в решении материальных проблем. И тут мы поняли главное, чего не хватает воспитанникам детских домов, это не велосипедов и магнитофонов, а навыков семейной жизни. Я в то время сотрудничал с волонтёрами и миссионерами из разных стран. Один из них и рассказал, что в Америке есть деревни, где проживают дети из детских домов и взрослые, желающие им помочь. Так что идея, можно сказать, интернациональная.
С какими трудностями Вы столкнулись при воплощении идеи?
Первое время было очень тяжело. Нам не у кого было поучиться – не было в России подобных проектов. И все вопросы – правовые, юридические, социальные – приходилось решать впервые самим. Не говоря уже о материальных трудностях и проблемах психологического и педагогического свойства.
Но самым страшным испытанием стала затеянная против нас кампания в СМИ – якобы, мы бьём детей, морим их голодом и заставляем работать. Дошло даже до судебных разбирательств. Но в такие моменты всегда спасает уверенность в собственной правоте, помощь простых людей и единство в нашем сообществе. Так что все вместе мы это пережили.
Расскажите про хозяйство Детской деревни. Как всё устроено и работает?
Сельскохозяйственный бизнес – актуальная необходимость, он является основой для социальной и материальной базы поселения. У нас развито растениеводство – выращиваем все, начиная от картошки, кончая клубникой и арбузами. Заложили сад из фруктовых деревьев, особое внимание уделяем развитию животноводства: на сегодня у нас 30 коров и бычков, 13 лошадей, сотня овец, полсотни свиней, есть домашняя птица. Так что основными продуктами питания мы обеспечиваем себя сами, а излишки продаем.
Мы покрываем большую часть расходов в деревне, формируем фонд заработной платы участникам сельхоз бизнеса и частично финансируем социальные проекты, осуществляемые нами на территории деревни «Семейный очаг». Каждая из многодетных семей отвечает за свой участок работы: одни – за овощеводство, другие – за животноводство, птицеводство и т. д.
Форма ведения хозяйства – объединение пяти крестьянских подворий. Такое сочетание коллективного и частного хозяйствования позволяет жителям деревни не только обеспечивать свои семьи продуктами питания, но и финансировать осуществляемые нами благотворительные программы. По сути, это даже не социально направленный, а в чистом виде социальный бизнес, уникальный в своем роде.
Как Вы оцениваете проект сегодня? Насколько удалось воплотить идею?
Сегодня наш проект – наглядный пример: возрождения полноценной жизни в сельской местности; духовного, нравственного и экологического воспитания детей; реальной профилактики сиротства и укрепления российской многодетной семьи. Уже можно говорить об «устойчивом спросе» на нашу деятельность: неоднократно бывало, что те, кто приезжали в «Семейный очаг», после этого организовывали свои приёмные семьи.
Мы с удовольствием делимся накопленным опытом. Я выступал на крупных педагогических форумах в Москве и других городах России, защитил магистерскую диссертацию на тему «Формирование семейных ценностей у воспитанников детских домов и интернатов». Мы искренне рады гостям. Приезжайте, учитесь, создавайте… В России так много детей, нуждающихся в нашей помощи!
Что Вы посоветуете людям, которые захотят пойти по Вашему пути?
Советую изучить опыт проб, побед и ошибок, которые мы совершили, и уже подготовленными браться за это дело. Не стоит самому изобретать велосипед.