Без навыков составления бизнес-плана не обходится ни один предприниматель. В западной практике принято готовить этот документ даже прежде, чем открывается компания. Это позволяет свести к минимуму риски и определить необходимые финансовые, временные и человеческие ресурсы, которые потребуются предпринимателю, чтобы превратить свой бизнес в прибыльное дело.
В последнее время такой подход находит все больше последователей и среди начинающих российских предпринимателей.
Правила подготовки и составления бизнес-плана
Бизнес-план – это документ, в котором в краткой и понятной форме представлены все ключевые аспекты будущего предприятия, анализируются возможные сложности, с которыми предприятие может столкнуться в будущем, а также определены варианты их устранения.
Правильно составленный бизнес-план должен ответить на три основных вопроса: способен ли бизнес приносить прибыль в принципе, каков механизм получения доходов и сколько времени и средств потребуется, чтобы предприятие стало успешным.
Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести все необходимые расчеты. Это помогает заранее распознать возможные подводные камни на пути развития компании и понять, как их можно обойти.
Следует также помнить, что хорошо составленный бизнес-план – дополнительный плюс в решении вопроса о получении банковского кредита или инвестиций от сторонних инвесторов.
Зачем нужен бизнес-план
Бизнес-планы, как правило, составляют для двух целей: во-первых, для внешнего использования, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов или привлечь банковский кредит. Во-вторых, для внутреннего использования, чтобы применять его в качестве инструмента управления предприятием.
Специалисты рекомендуют начинающим бизнесменам сначала составлять бизнес-план для внутреннего использования. В процессе его написания, скорее всего, будут проработаны многие аспекты, которые не войдут в вариант для внешнего использования. Однако, инвесторы и представители банков наверняка могут задать подобные вопросы, чтобы проверить состоятельность бизнес-идеи.
Подготовительная работа
Перед тем как приступить непосредственно к составлению бизнес-плана, необходимо провести тщательную подготовку: определить цели и задачи своего бизнеса на долгосрочную и краткосрочную перспективу, собрать информацию, которая касается состояния дел в выбранном вами сегменте рынка, изучить достоинства и недостатки в работе конкурентов, определить рынок сбыта товаров или услуг.
Бизнес-план следует писать на перспективу, чаще всего используется срок три года. При этом для первого года основные показатели принято делать в месячной разбивке, для второго – ежеквартально, и лишь начиная с третьего можно ограничиться годовыми показателями.
Структура бизнес-плана
Ни для кого не секрет, что любой бизнес имеет свои особенности, специфику. Следовательно, не может быть универсального для всех рынков и сегментов образца бизнес-плана. Но сама структура и принципы составления имеют много общего.
Так, принято выделять три ключевых блока. Первый блок включает описание наиболее важных деталей будущего бизнеса, состояния дел, к которому стремится предприниматель. Во втором блоке прописываются процессы, необходимые для достижения обозначенных целей. В третьем – обобщаются результаты расчетов, сделанных в предыдущем блоке с помощью финансовых показателей.
Международные стандарты оформления бизнес-планов
Они не являются обязательными к использованию, однако изучить их будет нелишним для любого предпринимателя. Один из наиболее популярных в России вариантов был разработан Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO).
Предлагаемая UNIDO структура содержит десять пунктов:
- Резюме;
- Описание отрасли и предприятия;
- Описание производимой продукции (услуг);
- Маркетинг и сбыт продукции (услуг);
- Производственный план;
- Организационный план;
- Финансовый план;
- Эффективность и направленность проекта;
- Гарантии и риски;
- Приложения.