Частые ошибки при написании бизнес-плана – как их избежать

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2024-02-06

Во время бизнес-кризиса перемены приходят быстро. Это означает, что хорошее бизнес-планирование имеет решающее значение для выживания и успеха вашего бизнеса.

Однако, даже в отсутствии кризиса, легко совершить ошибки, которые могут дорого обойтись вашему бизнесу.

Распространенные ошибки при написании бизнес-плана

Некоторые распространенные ошибки являются классикой. Другие – отражением растущей потребности в планировании как в инструменте руководства и управления. Но, все они являются распространенными ловушками, которых следует избегать.

Планируйте правильно, – ведь это мощный инструмент для принятия быстрых решений, быстрой корректировки и оптимизации управления.

Бизнесмены на пьедестале из стопок драгоценных монет

Какие самые распространенные ошибки при написании бизнес-плана?

  1. Отказ от планирования

    Слишком многие компании составляют бизнес-планы только тогда, когда у них нет выбора. Если банк или инвесторы не хотят плана, плана нет.

    Не откладывайте написание плана до тех пор, пока не решите, что у вас будет достаточно времени. «Я не могу планировать. Я слишком занят своими делами», – говорят некоторые предприниматели. Чем больше вы заняты, тем больше вам нужно планировать. Если вы всегда тушите пожары, вам следует построить противопожарные системы. Вы можете потерять весь лес, если уделите слишком много внимания отдельным горящим деревьям.

    На самом деле, вы можете составить план бережливого производства менее чем за 30 минут.

  2. Использование единого статического плана

    Сейчас, как никогда раньше, когда мы имеем дело с очередным кризисом, перестаньте думать о бизнес-плане как о плане. Эта концептуальная ошибка лишает вас огромных преимуществ планирования как процесса с регулярным пересмотром.

    Вещи меняются в одночасье. Предположения исчезают на ветру. Ваше бизнес-планирование – это то, где вы отслеживаете все связи между задачами, расходами, целями, меняющимися предположениями и меняющимися рынками.

    Хороший бизнес-план никогда не заканчивается. Когда ваш план выполнен, ваша компания готова.

  3. Потеря фокуса на деньгах

    Большинство людей думают о прибыли, а не о наличных деньгах. Когда вы представляете себе новый бизнес, вы думаете о том, сколько будет стоить производство продукта, по какой цене вы сможете его продать и какова может быть прибыль на единицу продукции.

    Нас учат думать о бизнесе как о продажах за вычетом затрат и издержек, что равняется прибыли. К сожалению, мы не тратим прибыль на бизнес. Мы тратим наличные.

    Понимание денежного потока имеет решающее значение. Если в вашем бизнес-плане есть только одна таблица, сделайте её таблицей денежных потоков.

  4. Пропуск проверки идеи

    Не переоценивайте важность идеи. Чтобы начать бизнес, не нужна отличная идея – нужны время, деньги, настойчивость и здравый смысл.

    Немногие успешные предприятия полностью основаны на новых идеях. Новую идею труднее воплотить в жизнь, чем существующую, потому что люди не понимают новую идею и часто не уверены, сработает ли она.

    Планы не продают инвесторам новые бизнес-идеи. Планы просто суммируют деловые перспективы и достижения. Инвесторы инвестируют в людей и их бизнес, а не в идеи. Инвесторы вкладывают деньги в бизнес с достигнутыми вехами, поддержкой и подтверждением; а не в саму идею.

    План, хотя и необходим, является лишь способом представления информации. Поэтому убедитесь, что вы готовы удивить потенциальных инвесторов своими знаниями и лидерскими качествами. Не ожидайте, что ваша бизнес-идея или бизнес-план, в котором вы её объясните, сделают всю работу за вас.

  5. Делать процесс планирования непосильным

    Составление бизнес-плана не так сложно, как вы думаете. Вам не нужно писать докторскую диссертацию или роман. Как мы уже говорили ранее, самый простой план бережливого производства – это всего лишь несколько страниц маркированных списков, таблиц и основных прогнозов.

    Есть хорошие книги, много консультантов в центрах развития малого бизнеса, а также программа бизнес-наставничества, бизнес-школы, и есть программное обеспечение, которое может вам помочь.

    Не парьтесь на внешней стороной. Сосредоточьтесь на содержании. Важно то, что вы планируете, а не то, как вы об этом пишете.

  6. Губчатые, расплывчатые цели

    Уберите расплывчатую и бессмысленную болтовню (например, «быть лучшим»), потому что это просто реклама.

    Помните, что целью плана являются его результаты, а для достижения результатов вам необходимо отслеживать и принимать последующие меры. Вам нужны конкретные даты, управленческие обязанности, бюджеты и вехи. Тогда вы можете следить.

    Как бы хорошо это ни было продумано или блестяще представлено, оно ничего не значит, если не даёт результатов.

  7. Предположение, что один размер подходит всем

    Не каждый бизнес-план должен быть одинаковым. Чтобы добиться успеха, вам нужно адаптировать свой план к его реальной деловой цели.

    Бизнес-планы могут быть разными: иногда это просто коммерческие документы, объясняющие новый бизнес. Они также могут быть гибкими бережливыми планами, подробными планами действий, финансовыми планами, маркетинговыми планами и даже кадровыми планами. Их можно использовать, чтобы начать бизнес или просто лучше вести бизнес.

    Разработайте план, который наилучшим образом соответствует вашим бизнес-целям, и не позволяйте процессу планирования взять верх над вами.

  8. Разбавленные приоритеты

    Помните, что стратегия равна фокусу. Если вы разделите свои приоритеты, вы разделите своё внимание, и вам будет трудно добиться какого-либо прогресса.

    В центре внимания следует оставить список приоритетов из трёх-четырёх пунктов. Список приоритетов с 20 пунктами, безусловно, не является стратегическим и редко, если вообще когда-либо, эффективным. Чем больше пунктов в списке, тем меньше важность каждого из них.

  9. Проекции роста в форме «хоккейной клюшки»

    Продажи сначала растут медленно, но затем резко взлетают с огромными темпами роста, как только «что-то» происходит. Единственная проблема в том, что если это ваша единственная проекция, вы скоро окажетесь в беде.

    Лучше иметь консервативные прогнозы, чтобы вы могли их защитить. Если вы сомневаетесь, будьте менее оптимистичны. На самом деле, может иметь смысл использование несколько действующих прогнозов – один, который действует консервативно, второй более оптимистичен, и ещё один, который отражает ваши фактические результаты.

  10. Не обращать внимание на изменения

    Мы снова увидели это – планирование лучше всего работает как процесс. Чтобы ориентироваться в изменчивых средах, необходимы бережливый план, регулярные проверки и исправления по мере необходимости. Дело не в наличии документа, бизнес-плана, это не цель. Речь идёт о системе планирования, которая работает как вождение с помощью ГЛОНАСС.

    У вас есть долгосрочная стратегия и цели в качестве желаемого пункта назначения. У вас есть основные вехи и показатели в качестве рекомендуемого маршрута. И у вас есть регулярные обзоры прогресса в качестве эквивалента информации о дорожном движении и погоде в реальном времени.

    Рулевое управление – это вопрос частых корректировок курса. Планирование сделает это за вас. Если вы не обращаете внимания и не приспосабливаетесь к внешним факторам, ваш план ничего не стоит.

  11. Строго придерживаться плана

    Вопреки распространенному мнению, нет ничего хорошего в том, чтобы придерживаться плана только ради того, чтобы придерживаться плана. Есть много случаев, когда ваш первоначальный план плохо информирован, пропущены шаги или просто неэффективен.

    Наличие плана не означает, что вы урезаете свои возможности или уменьшаете гибкость. Наличие плана означает, что у вас есть панель инструментов для отображения связей и зависимостей. Речь идёт о способности быстро вносить нужные изменения. Он более гибкий, а не менее.


4.2/6