Прогноз стоимости бизнес стартапа – что следует учесть

Прогноз стоимости бизнеса важен в переговорах с потенциальным инвестором. Однако, это также ценная информация для Вас. Прогноз стоимости поможет Вам увидеть масштаб проекта: в состоянии ли Вы всем этим управлять, а также покрывает ли выручка запланированные расходы.

Если в прогнозе доходов можно применять различные методы оценки: рынка, конкуренции или точной продажи, то в случае стоимости, на мой взгляд, единственным справедливым способом является перечисление каждого расхода по реальным ценам, которые существуют на Вашем рынке, в Вашей отрасли и в Вашем городе. Почему? Инвестор хочет знать конкретно, на что вы тратите его деньги. Общие предположения о цене только рождают вопросы. Чем больше вы будете в курсе того, что сколько стоит, тем меньше будет проблем с ответами на вопросы потенциальных инвесторов, типа „откуда такая сумма и почему так много”.

Как посчитать расходы

Расчет потенциальной стоимости бизнеса

В дебрях расходов легко заблудиться и, прежде всего, легко о чём-то забыть. Поэтому подойдите к этому вопросу методично и разделите затраты по этапам ваш проект.

Из-за того, что прогнозы стартапов довольно короткие, я считаю не имеет смысла рассчитывать стоимость для большого количества фаз проекта. Я в своих финансовых моделях делю расходы для двух фаз: проектная стадия и фаза продаж.

Это позволяет мне сосредоточиться на определенном этапе и конкретных расходах, связанных с ним. В случае первой стадии я перечисляю все затраты, необходимые для запуска проекта. В случае второй фазы учитываю все расходы, которые потребуются для создания бизнеса, а также затраты, которые направлены на дальнейшее развитие проекта.

Затем определите временные рамки для каждой из фаз проекта и выберите из списка затраты, которые относятся к определенному этапу:

1 группа активы:

  • Серверы.
  • Компьютер, Hardware, Software.
  • Офисное оборудование.
  • Остальные комнаты, офисы.
  • Автомобиль.
  • Сервис/приложение (аутсорсинг).
  • Платежи по аренде (в случае аренды оборудования).

2 группа – заработная плата:

  • Программист.
  • Аналитик.
  • Администратор.
  • Менеджер проекта.
  • SEO.
  • Дизайнер.

3 группа – операционные расходы:

  • Аренда офиса.
  • Коммунальные услуги (электричество, отопление, вода, сточные воды).
  • Канцелярские товары.
  • Чистящие средства.
  • Уборка.
  • Банковские услуги.
  • Телефонные услуги.
  • Интернет-услуги.
  • Хостинг веб-сайтов и техническое обслуживание.
  • Почтовые услуги.
  • Страхование (жилья, ОСАГО).

Конечно, список расходов в проекте может быть намного длиннее, выше я изложил наиболее важные и наиболее часто встречающиеся элементы затрат. Были ещё расходы на маркетинг, однако, из-за сложности темы, я опишу этот вопрос в следующей статье.

О чем стоит помнить

Обращайте внимание, если анализируете зарплаты, то учитывайте „нетто» и „брутто“. Помните о том, что, помимо заработной платы, вам надо оплачивать социальное страхование, делать отчисления в фонд труда и т.д. Вы должны также помнить о других расходах, которые появятся при найме сотрудников. Звучит может быть сложно, но это можно легко оценить через использование бесплатных, доступных в Интернете, калькуляторов зарплат. Просто введите сумму брутто-зарплаты, и калькулятор рассчитает, приблизительно, сколько придется в месяц и в год платить за работника.

В большинстве проанализированных мною стартапов, самые большие затраты генерируются именно через найм сотрудников. Что очевидно и понятно, потому что в начале реализации проекта особую ценность представляют творческие люди. Однако, задумайтесь, каким образом можно ограничить эти расходы. Может быть, на первом этапе проекта выяснится, что Вам не нужен графический дизайнер на полный рабочий день, а, скажем, на ½ или ¾ рабочего дня. Возможно, вместо того, чтобы нанимать его в рамках трудового договора, может быть, стоит применить агентский договор.

Подумайте также, что, может быть, в первый период реализации проекта, например, для пополнения базы данных, составления списков потенциальных клиентов, ведение корпоративного блога, а также активности на форумах, стоит использовать бесплатные практики для студентов или выпускников. В соответствии с законом можно привлечь такого человека на практику на срок, не превышающий 3 месяца. Он обрадуется, потому что будет получать от Вас отзывы, а Вы будете иметь бесплатного работника, который всегда в работе пригодится. Конечно, стажеры требуют контроля и внимания, особенно в начале практики. Но поверьте мне, что иногда они действительно выгодны, потому что можно попасть на очень творческих людей, которые после окончания практики могут стать вашим лучшими сотрудниками.

Буфер затрат на проект

Не важно, как точно Вы спланируете бюджет, вы всегда должны иметь „буфер затрат“. Помните, что вы движетесь по новому рынку и новому полю деятельности. Никто не в состоянии все предвидеть и оценить, так что непредвиденные расходы, безусловно, возникнут, даже после оценки лучшего аналитика. Строя финансовые модели, как правило, я устанавливаю буфер на уровне 4,5% от всего бюджета.

Составление точной спецификации стоимости для вашего бизнес стартапа требует жертв и времени. Может быть, вы думаете, что Вам это нужно, потому что у вас ещё нет инвестора или вы создаете проект из собственных средств, или же ваша бизнес-модель ещё развивается. Однако, поверьте мне, что рано или поздно вы измените свое мнение. Когда? В тот момент, когда понесете расходы, которых не ожидали.



DonAtom

Оценка: 5.0 / 2

avatar