Обслуживание высокого уровня предоставляет Сбербанк малому бизнесу

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2024-04-13

Общепринято, что малые и средние предприятия – основа экономики, даже самой развитой и динамичной. О том, как крупнейший банк страны помогает малому бизнесу, рассказывает директор управления корпоративных клиентов Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Людмила Козяк.

Людмила Козяк – директор управления корпоративных клиентов Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России»

— Людмила Анатольевна, какие предприятия Сбербанк относит к группе малого бизнеса?

— Предприятия с годовой выручкой до 60 миллионов рублей – к микробизнесу и от 60 до 400 миллионов – к малому бизнесу. Такое определение заложено в федеральном законодательстве о развитии предпринимательства, именно на него опирается Сбербанк.

— Много ли у Северо-Западного банка клиентов-малых бизнесменов?

— Банк обслуживает порядка 70 тысяч работающих счетов.

— Сколько людей банк опосредованно обеспечил рабочими местами?

— По статистике на предприятиях микробизнеса в среднем работают до трех человек, малого – до ста. Полагаю, речь может идти минимум о двухстах тысячах человек.

— Выгодно ли Сбербанку взаимодействовать с данной категорией клиентов?

— Сегодня представители малого бизнеса составляют 95 процентов наших клиентов-юридических лиц. Каждый из них в отдельности приносит банку незначительную прибыль, но общий результат их деятельности весьма существенный.

Добавлю, что Сбербанк – партнер государства в реализации программы развития субъектов малого предпринимательства. Вице-президент Сбербанка России Сергей Борисов, курирующий в банке этот вид бизнеса, является президентом общественной организации «Опора России», которая занимается поддержкой малого бизнеса. Так что для Сбербанка помощь данному сегменту экономики – приоритетная задача.

— Какие условия кредитования банк предлагает предпринимателям?

— У нас разработано более десяти программ кредитования для малых предпринимателей. Это может быть кредит на приобретение оборудования, автотранспорта, на пополнение оборотных средств.

В зависимости от целей кредитования, сроков погашения кредита, финансового состояния заемщика процентные ставки сильно разнятся. Усредненная ставка по залоговому кредиту – 13 процентов годовых. В июне 2011 года стартовала программа нецелевого беззалогового кредита «Доверие». Он выдается в размере до 2 миллионов рублей на срок до двух лет, по нему не предусмотрены комиссии и иные дополнительные платежи. По нашим подсчетам, он интересен 80 процентам наших клиентов.

— Что такое нецелевой кредит?

— Это кредит, по которому клиент не обязан документально подтверждать банку, на что он потратил деньги.

— Возможна ли поддержка тех представителей бизнеса, для которых затруднительно выполнять условия кредитования?

— Мы тесно взаимодействуем с государственными органами поддержки малого бизнеса. Так называемые гарантийные фонды могут поручиться за предпринимателя, если он не способен обеспечить кредит. Например, если мы предоставляем кредит на 10 миллионов рублей, а клиент располагает залогом на сумму 5 миллионов, он вправе обратиться в гарантийный фонд, который за небольшую плату даст гарантию на недостающую сумму в случае дефолта клиента. Такие фонды есть во всех областях Северо-Западного региона.

— Что приоритетно для банка в случае принятия положительного решения о выдаче кредита?

— В банковской системе давно и успешно применяется процедура рассмотрения портфолио заемщика: мы оцениваем учредительные и финансовые документы предприятия, результаты его деятельности, сроки возврата прежних кредитов. Заемщик должен работать на рынке не менее одного квартала.

— На развитие каких видов малого бизнеса банк преимущественно дает денежные средства?

— 80 процентов наших клиентов – представители сферы торговли. В основном они берут кредиты, чтобы закупить продукты и продать их в своем магазине. Оставшиеся 20 процентов кредитов приходятся на автотранспортную, строительную отрасли и другие.

— Как именно банк использует мировой опыт, стремясь улучшить качество обслуживания бизнеса?

— Мы создаем сеть специализированных филиалов по обслуживанию бизнеса – Центр развития бизнеса. Там работают менеджеры, которые помогают клиенту сориентироваться во всем многообразии банковских услуг. Менеджер работает по аналогии «единого окна», то есть решает все проблемы клиента, сопровождает все его действия. Это очень удобно.

В банке растет доля электронного документооборота, что позволяет клиенту минимизировать количество посещений наших офисов, пользуясь электронной подписью. В Петербурге удельный вес электронного документооборота очень высок. Для юридических лиц действует специальная программа «Сбербанк Бизнес ОнЛайн», обеспечивающая совершение банковских операций дистанционно, в режиме реального времени.

Уже год в Санкт-Петербурге функционирует Центр развития бизнеса. Задача нового банковского подразделения – оказать разностороннюю помощь предпринимателю.


3.5/19