ООО «Лесные продукты» (г. Хабаровск) было создано в 1998 году Евгением Леонидовичем Хрустовым. Компания производит широкий ассортимент из более сотни наименований высококачественных, вкусных и полезных продуктов: несколько видов меда; сушеный и соленый папоротник; сушеные плоды, ягоды, грибы; кедровый орех; соки, гранулированные чайные напитки на основе экстрактов целебных дальневосточных растений – элеутерококка, лимонника, шиповника.
На предприятии сформирован современный технологический комплекс, на котором производится заготовка пищевых продуктов леса, лекарственно-технического сырья растительного происхождения, производство продукции пчеловодства.
Свою заготовительную деятельность предприятие ведет на всей территории Дальневосточного региона, для чего имеет постоянные и временные заготовительные пункты. Сдавая на них собранные ягоды, грибы и травы, жители отдаленных таежных сел имеют возможность пополнить свои семейные бюджеты.
Структурным подразделением ООО «Лесные продукты» является «Пчелоцентр», который снабжает пчеловодов Хабаровского края необходимыми материалами и инвентарем, закупает произведенную ими продукцию, оказывает услуги по обучению и информационному обеспечению.
Еще одним видом деятельности компании является организация спортивной и промысловой охоты на закрепленных за ней охотничьих угодьях общей площадью 497 тысяч гектаров.
На вверенном ему участке Евгений Леонидович полностью несет ответственность за поддержание необходимого числа животных: с этой целью проводится мониторинг и постоянные биотехнические мероприятия, в частности, организуется подкормка зверей, когда, в силу погодных условий, они не могут сами пропитаться.
Деятельность компании способствует неистощительному природопользованию. Решению создать линию по производству соленого папоротника предшествовала работа по изучению самого продукта и возможного спроса на него. Оказалось, папоротник обладает уникальными вкусовыми и питательными свойствами.
Нужно сознавать, что задумав выпускать какую-то продукцию, бизнесмен берет на себя огромную ответственность: он доложен наладить производство и гарантировать, что его продукт не только будет безвреден, но произведен с соблюдением определенных санитарных норм и современных технологий.
Евгений Леонидович, как возникла идея создания ООО «Лесные продукты»?
Создавая ООО «Лесные продукты», мы решили опереться на природные богатства дальневосточной тайги и ее дикорастущие ресурсы. Были сомнения: можно ли вообще строить бизнес на данном виде деятельности. По своему прежнему опыту знал, что дикоросы далеко не всегда давали прибыль промысловым хозяйствам. Но деятельность нашей компании за эти годы показала, что, пусть не достигая суперприбыли, но добиться устойчивого развития предприятия, базируясь исключительно на этом виде деятельности, можно.
Первое с чего начали – создали производственную базу: часть оборудования досталась нам от «Промохоты», недостающее купили на гранты, полученные от Агентства США по международному развитию. Но мы прекрасно понимали, что на одном виде продукции выжить трудно, нужно сразу набрать определенный спектр продукции. Ведь урожайность дикоросов нестабильная: в один год какие-то виды могут хорошо уродиться, а в другой – вообще отсутствовать. Мы просто не имели права полностью зависеть от капризов природы.
Тем не менее Ваш бизнес все-таки зависит от капризов природы и урожайности на дикоросов?
Это тот стереотип, который пришлось сломать. Надо понимать, что если нет грибов у нас, в Хабаровском крае, это не значит, что по всей России не уродились грибы. Если вы строите перерабатывающий бизнес, то должны создать собственную систему поставок необходимого сырья. От этого зависит стабильность работы компании. А иначе в один «прекрасный момент» придется придти к работникам и сказать: «Извините, я вас распускаю на этот год, потому что в нашей тайге неурожай».
Сегодня мы закупаем сырье там, где оно есть по приемлемой для нас цене. Заключаем долгосрочные договоры на реализацию своей продукции и следим за тем, чтобы ее цена не подскакивала резко вверх в связи с ростом стоимости сырья.
Велика ли конкуренция по тем видам продукции, которые Вы выпускаете?
Уже достаточно много предприятий выпускают аналогичную продукцию. Но мы ведь не зря решили сразу выпускать целую линейку продуктов. Если какой-то вид ее испытывает острую конкуренцию на рынке, мы можем подналечь на другой, пользующийся повышенным спросом. Конкурировать сразу со всеми видами нашей продукции другим предприятиям сложно. А вообще-то, у меня свое отношение к конкурентам. Конкуренция – она только на пользу делу, поскольку дает возможность оценить, насколько эффективно ты ведешь свой бизнес.
Начиная бизнес, думали Вы о социальном аспекте – что поможете людям в отдаленных районах края выживать?
Безусловно, мы воспринимали свой бизнес, как социально ориентированный. У нас есть сеть заготовительных пунктов по краю. Это – один из приоритетов. И хотя мы не ограничиваемся заготовкой сырья только в Дальневосточном регионе, но, во-первых, понимаем, что надо максимально использовать ресурсы территории, где работаем.
А, во-вторых, что в поселках есть проблема безработицы, низкого уровня жизни. У нас просто нет морального права закупать сырье в других регионах, бросая собственные поселки. Хотя и коммерческая цель присутствует – если мы не разовьем заготовительную сеть у себя под боком, то завтра не сможем брать дешевое сырье в других регионах. Поэтому мы балансируем, ведя закупки по другим регионам и одновременно организуя заготовку в Хабаровском и Приморском краях.
В Вашем бизнесе социальная и коммерческая стороны взаимоувязаны. Это относится и к «Пчелоцентру», открытому в 2003 году?
Несомненно. Это и центр поддержки развития пчеловодства в крае, и одновременно коммерческий проект. Если будет обеспечено взаимодействие с пчеловодами, мы будем, с одной стороны, иметь возможность реализовывать им товар и получать доходы, с другой стороны, закупать сырье напрямую у пчеловодов, без перекупщиков. И при этом мы понимаем, что если не будет структуры, которая помогает пчеловодам приобретать по наиболее выгодным ценам все необходимое для ведения своего дела, то не будет развиваться сырьевая база, которую мы используем.
Если говорить о перспективах развития компании, о чем мечтается?
Чтобы предприятие развивалось, выпускалась все более качественная и конкурентоспособная продукция, а команда, с которой я работаю, гордилась своим делом, и другие люди жалели, что они не трудятся на нашем предприятии. Следующим этапом развития компании будет производство лечебно-профилактической продукции на основе дикоросов и меда. Дальневосточная тайга уникально богата дикоросамиэндемиками, которые обладают ярко выраженными профилактическими и лечебными свойствами. Эти ресурсы, безусловно, надо использовать.
Что бы Вы могли посоветовать начинающим бизнесменам?
Не надо бояться мечтать. Мечта предшествует любому делу. А успех дела зависит от упорства предпринимателя и четкого понимания своей цели. Будет много трудностей – просто и быстро ничего не дается. Но нужно запастись терпением и работать на перспективу.