Курс на инновации – это сегодня в нашей стране и модная «фишка», и следование общемировому экономическому тренду, и то, о чем говорят на каждом шагу, – это действительно новые возможности для любого бизнеса.
Классификация инноваций бизнеса
В случае с инновациями старинная поговорка о том, что все новое – это хорошо забытое старое, не работает. Суть инноваций как раз и заключается в том, что это новое – действительно новое. Нечто, чего до его возникновения действительно не было.
При этом под инновациями следует понимать новшества в самом широком смысле слова, то есть не только уникальные высокие технологии, как порой ошибочно считают, а вообще любые изменения, связанные с новыми идеями. Не только открытия и изобретения, но и новые маркетинговые ходы (например, вирусный маркетинг), новые коммуникационные стратегии (в том числе внутрикорпоративные), новые подходы к презентации продукции и так далее, и тому подобное.
Инновационной может считаться не только компания, которая наподобие Apple предлагает ноу-хау, но и компания, которая делает резкий поворот на своем бизнес-пути и меняет развиваемое направление, или расширяет спектр услуг, или дополняет существующий бизнес смежным.
В общем и целом можно говорить о том, что инновации помогают компаниям опередить конкурентов, получить дополнительную прибыль за счет снижения издержек, увеличения производительности, создания новых продуктов и новых рынков и т.д.
Важно понимать, что все инновации можно подразделять на разные типы. Существует классическое определение Шумпетера, согласно которому есть пять видов инноваций:
- Использование новой техники или новых технологий производства и / или сбыта;
- Внедрение новой продукции с новыми свойствами;
- Использование нового сырья;
- Изменения в организации производства и в управлении предприятием;
- Появление новых рынков сбыта.
Таким образом, мы приходим к выводу, что и компании, работающие с разными типами инноваций, отличаются друг от друга: какие-то работают в отраслях, сама суть которых – изобретение чего-то нового, другие компании просто берут курс на обновление, а при этом могут работать в любой сфере – от украшений ручной работы до огранки алмазов.
Кроме того, инновации делятся на радикальные, революционные, которые коренным образом изменяют ситуацию в отрасли или сразу нескольких сферах человеческой деятельности, и поддерживающие, которые незаметны стороннему наблюдателю.
Иными словами, отличаются инновации, имеющие вес для целого сегмента экономики, и инновации внутри отдельной компании. Например, внедрение автоматизированного учета, который сам по себе инновацией не является, может стать инновацией для конкретного бизнеса, который ранее системой автоматизированного учета не пользовался.
Развитие по направлению к новому
Каким же образом инновации могут занять достойное место в жизни компании? Первым шагом, разумеется, будет принятие принципиального решения о курсе на инновации. Компании, руководители которых считают, что инновациями достаточно заниматься время от времени, не смогут внедрить в практику тотальных инноваций.
Стереотипы свойственны любой организации. Шаблонное мышление и устоявшиеся поведенческие модели неизбежно возникают как следствие успешного прошлого опыта, но от этого важно отказаться: не воспринимать накопленный опыт как единственные правила ведения бизнеса.
Компании должны принять осознанное решение об устранении стереотипов, которые препятствуют внедрению инноваций, а руководители обязаны на личном примере демонстрировать образ мышления и поведенческую модель, которых они хотят добиться от своих сотрудников.
Желающие продвигать идею инноваций столкнутся с тем, что это решение повлечет за собой целый ряд логически вытекающих изменений. Скажем, в компаниях, которые придерживаются принципа тотальных инноваций, складывается особый тип корпоративной культуры, стимулирующий новаторство.
Персонал не просто информируют о благах, которые принесут инновации, он активно вовлекается в деятельность особого рода. В подобных компаниях всегда хорошо отлажен процесс оценки новых идей и предложений (причем безотносительно иерархической лестницы зачастую), а представители разных функциональных направлений эффективно сотрудничают в рабочих группах и используют новые инструменты и процессы, позволяющие обеспечить оптимальное сочетание творческой энергии и дисциплины.
Для внедрения тех или иных инноваций в компании руководство обязано ответить (хотя бы себе лично) на ряд важнейших вопросов: Где, когда и как внедрять инновации (какие конкретно инновации обеспечат наибольшую отдачу: нужно ли вкладываться в изобретения, или следует поменять бизнес-идею, или следует внести изменения в сам продукт и т.п.).
Оценить эффективность и уместность инноваций (часто компании реализуют инновационные проекты, не соответствующие общей стратегии развития, и в этом контексте проекты оказываются затратными, но не работающими, поэтому логичнее внедрять меньше инноваций, но лишь полезных, а не гнаться за инновациями как за явлением, не вкладывая в них конкретный смысл для решения бизнес-задач).
Оценить финансовые риски (чтобы правильно инвестировать в инновации, организации должны в полной мере использовать накопленные ими знания об отраслевой специфике, технологиях и поведении клиентов: при наличии верных финансовых ориентиров это поможет создать полезную стоимость как для целевого сегмента клиентской базы, так и для самой компании).
Обеспечить сбалансированный портфель инноваций (имея на вооружении ряд проектов, можно обеспечить более гибкое поведение на рынке в контексте управления рисками; при этом под разницей в проектах понимаются не разные варианты в одном направлении развития, но варианты инноваций в разных функциональных подразделениях компании).
Адаптировать организационную модель к восприятию инноваций (стандартный подход, рассчитанный на существующую бизнес-модель, не сработает, если инновационная разработка значительно отклоняется от основной бизнес-модели компании).
Последний пункт очень важен. Мы уже говорили о том, что в компании, взявшей курс на инновации, должна быть особая атмосфера, где каждый может чувствовать себя носителем новых идей. Так формируется особая система мотивации и поощрений, создается пул идей, принимаемых от всех сотрудников безотносительно иерархической лестницы (когда даже новые и совсем юные сотрудники могут самовыразиться в изобретении новшеств), и т.п.
Но, есть и ещё одна тенденция, которая в последнее время встречается в отечественных компаниях. Последний тренд, о котором говорят сегодня в кадровых агентствах, – поиск «специалистов по инновациям» или даже «директоров по внедрению инноваций». Западные компании уже пережили этот этап становления, а мы, как водится, перенимаем все с некоторым опозданием.
По словам специалистов, в таких гигантах, как Intel, Google, P&G, GE или WalMart, должность директора по инновациям традиционно считается одной из самых почетных и ответственных. Это и неудивительно: топы на подобных позициях должны соблюдать известный баланс – получать постоянно растущую прибыль от существующего бизнеса и развивать новые идеи, что очень непросто.
Каждой компании следует самой решить, насколько такая непривычная и высокооплачиваемая должность необходима. Возможно, участия руководства, создания нужной атмосферы и структуры будет достаточно. Главное ведь в любом случае – это становление на путь по направлению к новому.
И под конец хотелось бы акцентировать внимание на том, что инновации довольно сложно измерить количественно, но их преимущества интуитивно понятны . Достаточно почитать бизнес-рейтинги, и там окажутся лишь те компании, вокруг которых то и дело на все лады склоняется слово «инновации». Не говоря уже о том, что на глобальном мировом и на региональном российском уровне инновации планомерно возводятся в ранг знаковых достижений. Это не только эффективно, но и модно.
Основываться на принципах инновационной деятельности – это фактически означает позиционировать себя как продвинутый бизнес, как компанию, идущую в ногу со времени, а то и обгоняющую его. А именно это ассоциируется с развитием и успехом.